Хворова Елена Витальевна, учитель-логопед

Коррекционная логопедическая работа в ДОУ

В настоящее время дошкольное образование невозможно представить без коррекционной работы учителей-логопедов. Педагогам все чаще приходится сталкиваться с проблемой нарушения речевого развития у дошкольников, а значит, требуется своевременная организация коррекционной помощи.

  Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем: письменная речь формируется на основе устной.  Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться, и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

В нашем дошкольном учреждении функционирует   логопедическая группа,  целью работы которой является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 6 лет до 7 лет с ОНР III уровня.

В логопедической группе осуществляется квалифицированная профилактическая, коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими нарушения и дефекты речи, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

Коррекционно-развивающая непосредственно образовательная деятельность учителя-логопеда проводятся по расписанию, и  входят в учебный план, логопедическая группа формируются на основе диагностики и решения ПМПк ДОУ, далее на основе решения и приказа районной медико-психолого-педагогической комиссии. НОД учителя – логопеда направлены на выявление и устранение дефектов речи у детей, формирование правильного произношения, развитие навыков связной речи. «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи», авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина компенсирующей направленности осуществляется логопедом с использованием литературы:

-  «Уроки логопедии» В.И. Бутейко, З.А. Репиной

-  «Логопедия. 500 занимательных упражнений для развития речи» И.Лопухиной

-  «Дошкольная логопедическая служба» Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина

-  «Логопедическая энциклопедия» Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина

-  «Технология организации логопедического обследования» О.Е.Грибова

-  «Логопедические занятия в детском саду» (в средней, старшей, подготовительной группах)» Т.Ю. Бардышева, М.Н. Моносова. И т.д.

 Основной формой работы с дошкольниками в логопедической группе  детского сада являются фронтальная, подгрупповая и  индивидуальная коррекционная НОД.

 НОД по автоматизации звуков в словах, предложениях, стихах и текстах проводится в подгруппах. Объединяются дети, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, в подгруппы по 3- 5 детей.

Продолжительность фронтальной коррекционной НОД – 30 минут, подгрупповой  НОД составляет 20-35 минут, индивидуальной - 15-20 минут.

Ещё одна применяемая форма – индивидуальная НОД в присутствии других детей. Пока один ребёнок занимается с логопедом, другие выполняют специально подобранные упражнения-игры для развития мелкой моторики, цветовосприятия и т.п. Такая форма  экономит время и имеет другие положительные стороны: большая раскрепощённость детей во время НОД, возросший интерес к речи сверстников, мотивация к формированию собственной чистой речи.

Индивидуальная НОД проводятся с детьми, нуждающимися в постановке или коррекции звуков, независимо от причин, вызвавших нарушение произношения.

НОД проводится в дневное время, а один раз в неделю в вечернее как правило в консультативных целях, т.к.  на ней могут присутствовать родители,  получить консультацию, совет, рекомендации логопеда.

Цель коррекционного обучения – коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития, воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной речи с помощью специальных логопедических приёмов и методов.

Задачи коррекционного обучения:

- воспитание активного произвольного понимания речи;

- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

  -формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

- подготовка к обучению грамоты, овладение элементами грамоты;

- развитие навыков связной речи

- воспитание воображения, внимания, памяти, мышления.

Работа учителя-логопеда. Основные задачи:

- социальная адаптация детей в коллективе;

- развитие речи и речевого общения (решение в единстве задач языкового и коммуникативного развития), формирование коммуникативных способностей и умения сотрудничать;

- осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;

- обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в массовые школы;

- создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей;

- взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей, выработки компетентной позиции по отношению к собственному ребёнку.

 Звуковая культура речи:

- Развитие фонематического слуха

- Развитие умения воспроизводить слова сложной слоговой структуры

- Обучение звукобуквенному анализу слов, чтению

- Воспитание чёткого произношения

- Развитие голоса и речевого дыхания

- Развитие фонематического восприятия

Развитие и обогащение словаря:

- Образование относительных и притяжательных прилагательных

- Развитие навыка подбора синонимов и антонимов

- Развитие словаря признаков

- Развитие глагольного словаря

- Обобщение группы слов

- Уточнение названий понятий, предметов и их частей

- Уточнение лексического значения слов

 Коррекция речи:

- Развитие общей координации и мелкой моторики руки

- Охрана зрения

- Развитие сенсорики

- Коррекция эмоционально-волевой сферы

- Развитие высших психических функций

- Коррекция звукопроизношения

Развитие связной речи:

- Развитие невербальных средств общения

- Развитие речевого общения

- Обучение передавать свои мысли и чувства

- Обучение пересказу

- Обучение рассказыванию по серии картин

- Обучение составлению рассказа по картине

Формирование грамматического строя речи:

- Учить образовывать множественное число существительных, родительный падеж множественного числа

- Согласование: прилагательные с существительными; существительные с числительными; предлоги с существительными

- Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных

Коррекция звукопроизношения.

Цель: сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

Задачи:

1.формирование движений органов артикуляционного аппарата, посредством артикуляционной гимнастики.

2.формирование воздушной струи.

3. развитие слухового внимания.

4. развитие звукового анализа.

5. добиваться правильного произношения звука в связной речи.

Исправление звукопроизношения проводится поэтапно:

1.подготовительный этап

2.этап постановки звука

3.этап автоматизации

4.этап дифференциации звуков

5.этап формирования коммуникативных умений и навыков.

1.Подготовительный этап.  Основная цель— включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс.

В задачи подготовительного этапа входит:

- формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков;

- умение опознавать (узнавать) и различать фонемы.

 Ребенок должен усвоить правила поведения на занятиях, научится выполнять инструкции логопеда, активно включаться в общение.

2. Постановка звук.  Достигается путем применения технических приемов. Выделяются три способа постановки звука: по подражанию (имитативный), с механической помощью и смешанный. Выбор способа постановки звука зависит от возможностей ребенка.

3. Автоматизация звука. Этап автоматизации звука делится на:

автоматизацию изолированного звука;

автоматизацию звука в слогах;

автоматизацию звука во фразе;

автоматизацию звука в связной речи.

 Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков. Для тренировок подбираются слова, в которых звук находится в начале, в конце или середине. В первую очередь отрабатывается звук в начале (перед гласным), затем в конце (если звук глухой) и в последнюю очередь — в середине, так как эта позиция оказывается наиболее трудной. От отработки звука в словах простой слоговой структуры переходят к произнесению звука в словах, содержащих сочетание отрабатываемого звука с согласными. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке. В логопедической практике встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком, в частности по его разграничению: с другими звуками, т. е. дифференциации.

 4. Дифференциация смешиваемых звуков.  Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза. Работа над дифференциацией звуков способствует нормализации операции их отбора.

5.Этап формирования коммуникативных умений и навыков.  Цель его — сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками.

 Коррекция звукопроизношения проводится по индивидуальному плану и продолжительность каждого из этапов зависит от степени нарушений и индивидуальных  особенностей  детей.

Коррекция ОНР проводится на занятиях по коррекции звукопроизношения.

Цель коррекционной работы – создать условия по восполнению пробелов:

в развитии звуковой стороны речи;

в развитии лексического и грамматического строя речи;

в формировании навыков связной речи.

Задачи:

1. Активизация и обогащение словаря всех частей речи. Подбор антонимов, однокоренных слов. Образование относительных  и притяжательных прилагательных, приставочных глаголов.

2. Развитие грамматического строя речи:

2.1 Образование падежных форм  существительных единственного и множественного числа.

2.2  Образование сложных слов.

2.3 Образование глаголов при помощи приставок.

2.4 Согласование существительных с прилагательными и притяжательными местоимениями в роде, падеже и числе.

2.5 Употребление простых и сложных  предлогов.

2.6 Образование существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами.

2.7 Согласование существительных с числительными в роде, падеже и числе.

2.8 Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида

2.9 Образование сравнительной степени прилагательных.

3. Развитие связной речи:

3.1 Составление описательного рассказа по опорной схеме (по предмету, по картинке).

3.2 Составление рассказа-сравнения по схеме.

3.3 Составление рассказа (загадки-описания) по плану.

3.4 Составление рассказов по сюжетной картине, по серии сюжетных картин.

3.5 Придумывание окончания рассказа.

3.6 Составление рассказа по предложенным словам.

3.7 Составление рассказа из личного опыта.

3.8 Пересказ рассказа,  доступного по содержанию.

4. Развитие психических процессов, мелкой моторики.

 Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию.

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателя по изобразительной деятельности, воспитателя, реализующего дополнительное образование,  медицинских работников. Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательными программами и положениями ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья.

  Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно определять основные направления  коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно ориентированные формы общения с детьми.

Важно, чтобы логопед систематически информировал воспитателей о продвижении детей в речевом развитии, а воспитатели групп осуществляли бы контроль за соблюдением единого речевого режима на занятиях.

индивидуальные и тематические консультации;

открытые занятия;

подбор и распространение специальной педагогической литературы;

проведение лекций и бесед на педагогических советах;

разработка индивидуальных программ для развития ребёнка;

рекомендации по развитию фонематического слуха, навыки звукового анализа и синтеза;

занятия по заданию логопеда на закрепление речевого материала;

упражнения по развитию внимания, понятий, логического мышления.

Музыкальный руководитель  формирует темпо-ритмическую сторону речи и способствует автоматизации звуков посредством специально подобранных распевок и песен.

упражнения: воспитывающие темп и ритм речи; на развитие дыхания и голоса; артикуляционного аппарата;

досуги;

согласование сценариев праздников, развлечений;

логоритмические разминки

Работа с родителями.

Несмотря на то, что большую часть дня современный ребёнок находится в детском саду, первостепенное влияние на процесс его развития оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах:

 - личный контакт;

 - участие в родительских собраниях;

-проведение групповых консультаций для родителей по вопросам организации  коррекционного процесса, ознакомлению со специфическими приёмами постановки звуков;

- индивидуальные консультации;

- заполнение тетрадей для домашней работы;

- проведение открытых занятий;

- оформление уголка для родителей. 

 
28 ноября 2016 в 14:22

Основные сведения


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.