Хворова Елена Витальевна, учитель-логопед
статья "Логоритмика для детей с ОНР III уровня"https://videouroki.net/razrabotki/my/ Свидетельство о публикации № 99669007 29.10.2016г. С появлением в ХХI веке новых технологий и новых требований в воспитании и обучении подрастающего поколения перед обществом стоит одна из главных задач – воспитание нового, современного человека для того, чтобы владеть этими технологиями, совершенствоваться, передавать практический и теоретический опыт другим. Первым звеном в воспитании такой личности является детское дошкольное учреждение. Одной из самых важных и трудных задач является развитие речи ребенка, устранение ее недостатков. Поэтому передо мной встала проблема, как наиболее эффективно подойти к решению коррекционных задач, способствующих преодолению ОНР у дошкольников, как наиболее эффективно использовать различные методики, а также выбор методов и приемов, которые помогут включить ребенка в процесс обучения. Цель данного опыта работы раскрыть значение и важность логоритмических занятий по формированию речевой активности детей дошкольного возраста, а так же отметить особенности коррекционной работы по преодолению ОНР у дошкольников. Следует отметить актуальность этой проблемы на современном этапе. При ОНР, как считает Р.И. Левина, отмечается позднее ее проявление, дефекты произношения и фонемообразования. Изучение педагогического опыта говорит о том, что логоритмика развивает внимание, память, речь, способствует развитию общей и тонкой логоритмики. Итак, объектом логопедической ритмики является ребенок с речевой патологией. Предметом – многообразные нарушения психомоторных функций и система движений в сочетании с музыкой и словами. Целью – преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словами и музыкой. Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные. В логопедической ритмике используются методы анализа и обобщения литературных данных; педагогического обследования, когда исследователь не вмешивается в ход педагогического процесса, а накапливает факты, которые подтверждают его гипотезу; а также социологические и экспериментальные методы. В I главе работы я рассматриваю и характеризую детей с ОНР III уровня речевого развития. Коррекционная работа по преодолению ОНР III у детей осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи. На каждом этапе разработаны определенные коррекционные задачи, требующие выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач. Во II главе дано научное обоснование логоритмики. Как науки, определены цели и задачи логопедической ритмики. Средства логопедической ритмики представлены, как система постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, которые лежат в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевой патологией. В III главе разработана система воздействия речевой активности детей на логоритмических занятиях, раскрыты особенности использования логоритмики при ОНР III. Во всех формах организации логоритмических занятий внимание направляется на всестороннее развитие ребенка, на его перевоспитание, устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на развитие или коррекцию речи, что, в свою очередь, воздействует на речевую активность детей. Отмечено, что логоритмические занятия влияют на весь организм в целом. Ребенок учится управлять движениями тела, нормализуется деятельность периферических отделов речевого аппарата, одновременно происходит работа над голосом в сочетании с артикуляционной гимнастикой, развитием общей и мелкой моторики, развитие музыкального слуха. Средства логопедической ритмики, которые я использую в коррекционно-развивающей работе Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счетные упражнения; речевые упражнения без музыкального сопровождения; упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на музыкальных инструментах; самостоятельная музыкальная деятельность; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы. В своей коррекционно-развивающей работе я использую различные виды ходьбы в сочетании с музыкой и со словом, например, ходьба: а) на внутренней (внешней) стороне стопы Лед да лед, лед да лед, А по льду пингвин идет. Скользкий лед, скользкий лед, Но пингвин не упадет. б) по следам Цапля важная, носатая, Целый день стоит, как статуя в) на носках: Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать. Я на цыпочках хожу, Я ее не разбужу.\ г) на пятках: Моих пяток слышен стук: Тук-тук-тук, тук-тук-тук Мои пяточки идут, Меня к мамочке ведут
В своей практике я использую упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции Эти упражнения проводятся в соответствии с этапами логопедической работы в начале коррекционного курса. Постепенно количество этих упражнений сокращается, но не исключается, поскольку в использовании логопедического и логоритмического материала должна быть преемственность. Цель упражнений – способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания (с движениями рук вверх-вниз, вверх – в стороны, вверх – на пояс, вверх – на голову) и продолжительного выдоха, его силы и постепенности опуститься на полную ступню, руки на пояс (выдох). В упражнения на развитие дыхания включается речевой материал, произносимый на выдохе. Например, подняться на носки, руки потянуть вверх – вдох, опускаясь на полную стопу и ставя руки на пояс, длительно тянуть глухой звук [с], (или [ш]), [ф], [х], затем гласные звуки изолировано и в различных сочетаниях, затем гласные в сочетании с согласными звуками. Далее – на выдохе – произносить слова с открытыми слогами САША, СОВА; слова с закрытыми слогами (2-3 слога), например, ПАРОВОЗ, КУСОК; фразы из 2-5 слов, например, Я ИДУ ГУЛЯТЬ. ТАК ПОЙДЕМ СКОРЕЙ ИГРАТЬ. Работа над голосом начинается с произнесения на выдохе гласных и согласных звуков. Эти упражнения проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Гласные пропеваются с изменением высоты голоса (можно использовать "мурлыканье" и "гудение", чтобы добиться изменения высоты голоса). Сила голоса формируется при произношение гласных более громко и более тихо, с усилением или ослаблением аккомпанемента. Длительность звучания голоса зависит от продолжительности выдоха. Для воспитания выразительности речи полезна мелодикломация – чтение стихов с различной интонацией под музыку. Работа над дикцией проводится путем дыхательных, голосовых и артикуляционных упражнений: беззвучная артикуляция под музыку или под счет гласных, шепотное произношение гласных, громкое произношение изолированных гласных звуков и их рядов (2-3-4 звука), шепотное произношение слогов, слов с согласными звуками, громкое произношение четверостиший, пословиц, поговорок со сменой логического ударения и темпа речи. Полезно пение вокализов – мелодии без слов. Гласные пропеваются в последовательности [у], [о], [а], [и]. Затем поются гаммы – скольжение голоса со звука на звук (для развития гибкости голоса и высоты). Для развития диапазона голоса помогает пение междометий, которые выражают эмоции: А! О! ОЙ! АЙ! АЙ-Я-ЯЙ! Распевания выполняются в сочетании с артикуляционной гимнастикой и одновременным развитием мелкой моторики, что также способствует развитию речевой активности детей. Упражнения: - а) "Муха" Дети представляют ситуацию: муха села на левое колено. Нужно увидеть ее, всмотреться, поймать, почувствовать в кулаке, поднести кулак к уху. Слушать, как звенит муха, петь на выдохе: ЗЗЗЗЗЗЗЗ - б) Петь песенку и одновременно соединять с 1-м пальцем 2, 3, 4, 5 (на ударные слоги) На паркете в восемь пар мухи танцевали, Увидали паука – в обморок упали. - в) Петь ту же песенку на слогах ЗУМ, ЗУ и одновременно дирижировать кистью руки. Упражнения, регулирующие мышечный тонус, я так же стараюсь широко использовать в своей практике. Это такие упражнения как: - вращение кистями рук вверху (3-5 сек.) напрягая мышцы рук и плечевого пояса с опускание рук вниз – расслабление. Повторить 2-3 раза. - притопывание ногами руки за спиной – мышцы напряжены (5-7 сек), руки опустить, исходное положение – основная стойка. Регуляция мышечного тонуса в игровой форме проходит следующим образом. "Веселые ножки" Дети сидят на стульях, упершись руками в бедра, локти в стороны.1 – правую ногу на пятку, сильно согнув в подъеме, 2 – выпрямить, 3-4 – повторить левой ногой, 5-6 – обеими ногами. "Швейная машина" Правой рукой делать круговые вращения кисти и в локте ("крутить ручку швейной машины"). Левая рука выполняет движения, характерные для шитья иголкой. Затем движения меняются. Проговорить: тук-тук-тук Просты и удобны в применении речевые упражнения без музыкального сопровождения. Речевой материал подбираю индивидуально с учетом нарушения звукопроизношения у ребёнка. Стихи подбираются так, чтобы можно было соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи, длина стихотворной строки должна быть средней (иначе трудно подобрать движения). В стихах должна преобладать глагольная лексика, чтобы легче сопровождать текст движениями. Здесь должна присутствовать сюжетная линия или действующее лицо, чтобы исключить механические движения. Речевые упражнения с одновременным выполнением действия способствуют выработки чувства такта. Вот поезд наш идет, Колеса стучат, А в поезде нашем Ребята сидят. Или: Едем, едем, долго едем, Очень длинен этот путь. Скоро, скоро в Минск приедем, Там и сможем отдохнуть. Переходят на нормальный шаг. Чу-чу-чу, чу-чу-чу, Бежит паровоз, Далеко-далеко Ребят он повез. Ходьба в приседе с одновременным проговариванием: Плыли гусята – красные лапки, Озером, озером – все по порядку, Серые плыли, белые плыли, Красными лапками воду мутили. Дети держат флажок горизонтально обеими руками и переступают через него то правой, то левой ногой. Один ребенок говорит, другой выполняет: Ножку выше поднимай, Через палочку шагай, И другой не отставай, Но флажок не опускай! Педагог проговаривает текст, а дети выполняют различные прыжки: Ножки вместе, ножки врозь, Ножки прямо, ножки вкось, Ножки здесь и ножки там, Что за шум и что за гам?! Очень нравятся детям ритмические упражнения. Чувство ритма позволяет ребенку при нарушениях звукопроизношения сохранять контур слова: САМОВАР – МАТАТАР МОЛОТОК – КОЛОТОК В результате у детей воспитывается умение дифференцировать различные несложные разнообразные ритмы, подчинять им свои движения, автоматизировать движения, отражающие ритм. С удовольствием играют в игру "Ухо-нос" Дети сидят или стоят. Нужно хлопнуть в ладоши перед собой, дотронуться правой рукой до левого уха, а левой рукой – до кончика носа. Хлопок. Поменять руки. Игра "Скок-скок-скок!" Дети прыгают поочередно на одной ноге, на другой, встают, как аисты на одну ногу, скачут, как лягушки. Скачут на обеих ногах, руки на поясе, проговаривая текст. Скачем по дорожке, Сменяя часто ножки. Поскакали, поскакали, А потом, как аист, встали. То уже не аист-птица, То лягушечка-квакушка. Ква-ква-ква!–кричит подружкам. Скок-скок-скок-скок, Проскакал я, сколько мог
Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, активизирует деятельность детей в общении, в игре, в двигательных импровизациях. Использование всего многообразия логоритмических средств в различных сочетаниях обусловлены конечными целями социальной реабилитации детей с речевыми расстройствами. Для развития мимики лица использую известные ситуации: игры "Вы едите кислый лимон", "Вы встретили драчуна", "Вам больно", "Вы потеряли игрушку", "Вам подарили красивую книжку". Дети отражают различные чувства с помощью мимики. Через некоторое время зеркало убирается, и упражнение выполняется без зрительного контроля. В результате использования дифференцированного подбора приемов и содержания коррекционно-педагогического воздействия оптимизируется процесс коррекции и развития речи. Логоритмические занятия являются одним из наиболее эффективных средств воздействия в комплексе реабилитационных методик воспитания, лечения и обучения детей с речевой патологией, формируют их речевую активность.
Список используемой литературы.
29 марта 2019 в 15:06
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.