Хворова Елена Витальевна, учитель-логопед

Статья «Лэпбук как средство повышения мотивации детей в системе коррекционной работы».Электронный педагогический журнал "Просвещение"

«Лэпбук  как средство повышения мотивации детей в системе коррекционной работы»

Только при условии радостного интереса ребёнка к окружающему, к тому, что мы предлагаем и к чему влечём, речь его будет развиваться закономерно, соответственно намеченным нашим целям.

Е.А. Тихеева

Ключевые слова: ребёнок, логопедическая работа, лэпбук.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию коммуникативных компетенций. Речь – самый простой и, в тоже время, самый сложный способ коммуникации. В последнее время приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается. Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения в школе.  В связи с этим, очень актуален вопрос коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Но существуют противоречия в том, что ежедневная коррекционная работа, требующая усидчивости, сосредоточенности  и однообразного повторения, зачастую, не вызывает интерес у ребенка ввиду его индивидуальных и возрастных особенностей. Поэтому возникла проблема мотивации детей к коррекционной деятельности.  Как повысить интерес детей к логопедическим занятиям? На этот вопрос даёт ответ К. Д. Ушинский: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает», «Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения». Таким образом, тема  игровых методов и приёмов как средства повышения мотивации детей своевременно и актуальна.

При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво. Возникает необходимость использования таких средств обучения в логопедической работе, которые бы помогали  удерживать внимание детей в процессе занятия.

Одним из таких средств обучения дошкольников является лэпбук. Это книжка - раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками разных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию и за один прием просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы, которые объединены одной темой.

Цель использования лэпбука:  пробудить в ребенке желание  активно участвовать в процессе коррекции речевых нарушений.

Лэпбук – это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечающее требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал); полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально; обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Использование таких ярких красочных пособий, позволяет решать сразу несколько задач:

пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения; повысить познавательную активность и работоспособность детей; активизировать процессы восприятия, внимания, памяти; плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры; увеличить объем коррекционного воздействия.

Лэпбук, как игровое пособие, может быть использовано в разных вариантах:

как наглядный материал для коррекционной работы учителя – логопеда в процессе индивидуальной коррекционной ООД; в ходе индивидуальной работы воспитателя с детьми по закреплению изучаемого звука (по заданию логопеда).

Формирование лэпбука – это творческий процесс, но тем не менее,  он имеет определённые этапы:

· Определение темы будущего лэпбука.

· Определение основных задач, которые будут решаться в процессе формирования лэпбука. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому  надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.

· Разработка макета. Надо продумать, как в лэпбуке будет представлена и как будет решаться каждая задача.

· Создание лэпбука.

Лэпбук - это не только интересное и полезное, но и универсальное пособие в логопедической работе с детьми, которая способствует обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.

Такая необычная подача материала обязательно привлечет внимание ребенка, и он еще раз возвратиться к этой папке, чтобы полистать, поиграть в нее, и заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал, а логопеду совместно с воспитателями  позволит творчески подойти к  решению трудных коррекционных задач.

Используемая литература. 

1. Кыласова Л.Е.Коррекция звукопроизношения у детей..М.: Издательство «Гном и Д». 2009.  2. Блохина Елена, Лиханова Тамара. Лэпбук – «Накопленная книга»// Обруч. 2015. №4 3. Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС// Проблемы и перспективы развития образования: Материалы VI международной научной конференции.– Пермь: Меркурий, 2015 4. Пироженко Татьяна. Лэпбук «Золотая осень» // Дошкольное образование. 2014г. № 11; 12.

29 марта 2019 в 13:45

Прикреплённые файлы:

Документ: Статья «Лэпбук как средство повышения мотивации детей в системе коррекционной работы».Электронный педагогический журнал "Просвещение"

Описание файла:

Файл называется: document-1929083615-1_8men1.pdf

Это официальный файл организации «Хворова Елена Витальевна, учитель-логопед», в нём содержится Статья «Лэпбук как средство повышения мотивации детей в системе коррекционной работы».Электронный педагогический журнал "Просвещение".

Размер файла: 4,57 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.