Хворова Елена Витальевна, учитель-логопед
Использование метода проектов в работе учителя-логопедаИспользование метода проектов в работе учителя-логопеда Современное общество предъявляет требования к повышению качества образования, что делает необходимым поиск новых педагогических подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. От образовательного учреждения требуется не только дать обучающимся знания по конкретным дисциплинам, но и научить применять их в повседневной жизни. ФГОС обращает особое внимание на формирование навыков жизненной компетенции у детей с ограниченными возможностями здоровья, что делает актуальным внедрение в практику работы компетентностного подхода – совокупности приемов и способов обучения, направленных на формирование компетенций обучающихся. Метод проектов – один из способов реализации компетентностного подхода в образовании. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Метод проектов успешно зарекомендовал себя в образовательных учреждениях. В настоящей статье мы рассмотрим возможности его использования в практике учителя-логопеда. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у детей с тяжёлыми нарушениями речи очень консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Усвоенные в логопедическом кабинете речевые навыки исчезают у данной категории детей в других ситуациях, на другом речевом материале. В связи с этим очень важно закрепить их в различных ситуациях. Особенностью логопедической работы является тщательная дозировка заданий и речевого материала, любая задача должна быть максимально разложена на составляющие. Логопед не должен осуществлять деятельность по коррекции речевых нарушений «в одного», необходимо привлекать к ней в качестве активных участников воспитателей, специалистов ДОУ, родителей. Это позволит, с одной стороны, органично реализовать основные принципы коррекционной педагогики, с другой – повысит значимость у ребенка собственных достижений что, в конечном счете, будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса. Каково же место проекта в воспитательно-образовательном процессе, и в работе учителя-логопеда в частности? Любой проект предполагает получение конечного продукта и его презентацию. Поэтому важным условием достижения поставленной цели, получения ожидаемых результатов, предупреждения перегрузки воспитанников и педагогов является определения места предстоящего проекта в системе воспитательно-образовательной работы. Опыт использования рассматриваемого метода показывает, что реализация проекта логопедической направленности может быть осуществлена в рамках тематических недель, а также параллельно с подготовкой к праздникам, посвященным 8 Марта, дню защитника Отечества, Новому году и т.д. При выборе темы, цели, задач предстоящего проекта необходимо ориентироваться на характер речевого нарушения, этап коррекционной работы, зоны актуального и ближайшего развития ребенка. Проект не должен быть самоцелью педагога. Мы полагаем, что целесообразнее использовать метод проектов на этапе закрепления речевых навыков у детей-логопатов, т.е. включение детей в проект рассматривается нами как возможность предоставления им опыта достаточно самостоятельной речевой деятельности. Задача учителя-логопеда состоит в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту участников проекта, так сформулировать цели предстоящей работы, чтобы они были доступны, понятны и, что не менее важно, интересны и значимы для детей. Структуру проекта принято обозначать пятью «П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация. Но реализации собственно проекта предшествует серьезная подготовительная работа, в результате которой должны появиться: · паспорт проекта - документ, в котором отражаются тема, идея, задачи предстоящего проекта, определяется его типология, указываются участники, формулируется конечный продукт и форма его презентации; · программа проекта – своеобразный маршрутный лист с указанием этапов, мероприятий со сроками, местом и результатом их проведения, ответственными; · средства обеспечения (материально-технические, методические и др.), необходимые для осуществления проекта. Проиллюстрируем опыт реализации проекта «Озорной наш язычок» с детьми с ОНР III уровня подготовительной логопедической группы, как пример использования проектного метода в работе учителя-логопеда. Данный проект был реализован в рамках тематической недели «Я - человек». По продолжительности данный проект являлся краткосрочным, поскольку осуществлялся в течение одной недели, по числу участников – групповым, по характеру деятельности – образовательным. В данном проекте участвовали учитель-логопед, воспитатели логопедической группы, воспитанники. Проект «Озорной наш язычок» был подчинен ведущей педагогической идее о том, что артикуляционная гимнастика является основой формирования правильного произношения звуков. Актуальность проблемы обусловлена тем фактом, что увеличилось количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения. На момент старта проекта была только что завершена диагностика, и в соответствии с ней выстроена коррекционная работа с детьми, которая традиционно начинается с освоения детьми артикуляцинной гимнастики. Поэтому целью проекта формирование представления детей об артикуляционной гимнастике. Проектом предполагалось решить следующие задачи: - знакомить детей с комплексами артикуляционной гимнастики. - создать положительный эмоциональный настрой у детей при выполнении комплексов артикуляционной гимнастики. - дополнить картотеку игр и упражнений артикуляционной гимнастики. Конечный результат (продукт) проекта нами рассматривался в двух составляющих: - внешний (изготовлены иллюстрации для артикуляционных упражнений, оригами «Клювик», придумана «Сказка о весёлом гноме»;выставка детских работ по теме проекта);
- внутренний (сформировано представление детей об органах речи: строении, назначении, способах сохранения их здоровья; сформировано понимание того, что артикуляционная гимнастика - это гимнастика для органов речи; формировалось умение выполнять основные артикуляционные упражнения). В ходе подготовки творческой группой педагогов были определены средства, необходимые для обеспечения проекта: · для изготовления иллюстраций - листы с картинками для раскрашивания, фломастеры, карандаши, выставочный стенд, компьютер, цветной принтер; · наглядные пособия «Органы речи», «Артикуляционные упражнения», презентации «Артикуляционная гимнастика», пособия для выработки направленной струи «Бабочки» и «Птички», схема для оригами «Клювик» · для работы с детьми – зеркала, салфетки, предметные картинки, деревянные шпателя. · Для изготовления оригами - листы цветной бумаги. В качестве информационного обеспечения (источника информации) - методическая литература по теме проекта, художественная литература (стихи, загадки), интернет ресурсы («Сказка о весёлом язычке», «Сказка»), специальная литература (логоритмические упражнения). Перейдем к рассмотрению проекта по этапам его реализации, хотя их границы весьма и весьма условны. Первый этап проекта – постановка проблемы – осуществляется со всей группой детей одновременно. Во время утренней беседы с детьми воспитатель обращает внимание детей на то, что не все умеют правильно произносить звуки и предлагает выяснить, что же нужно делать для того, чтобы это изменить. После обозначается проблемное поле с помощью вопросов: «Что такое органы речи?», «Что такое артикуляционная гимнастика?» «Как её выполнять?», «У кого можно это узнать?». В ходе беседы ребята подводятся к мысли о том, что получить нужную информацию можно у логопеда и решают, что нужно обратиться к нему. На II этапе осуществляется непосредственно-образовательная деятельность, познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная деятельность с детьми, самостоятельная образовательная деятельность детей по данной проблеме, а также совместная деятельность логопеда и воспитателя. Таким образом, кроме академических знаний, ребята расширяют область своей жизненной компетенции. Третий этап Оформление результатов (продукта) – подготовка выставки детских работ: иллюстрации к артикуляционным упражнениям, иллюстрации к «Сказке о Весёлом Гноме», оригами «Клювик». Во время проведения выставки дети не только демонстрируют свои иллюстрации, но и показывают, как правильно выполняется то или иное упражнение или комплекс упражнений, а также, используя свои иллюстрации, могут рассказать сочинённую коллективно «Сказку о весёлом Гноме». Опыт реализации проекта «Озорной наш язычок» позволяет сделать вывод о том, что систематичное использование этого метода учителем-логопедом позволяет повысить эффективность работы по коррекции речевых нарушений, способствует активизации познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, оказывает положительное влияние на формирование навыков жизненной компетенции. "Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» (Бернард Шоу). Используемая литература: 1.Иванов, Д. А. Экспертиза в образовании : учеб. Пособие для студ. Высших учеб. Заведений / Д. А. Иванов. – М.: Издательский центр «Академия, 2008. – 336 с. 2. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда / Р. И. Лалаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 224 с. 3. Малофеев, Н. Н. Единая концепция СФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, Дефектология, № 1. – 2010. 4. Оберемок, С. М. Метод проектов в дошкольном образовании / С. М. Оберемок. – Новосибирск, 2005. 28 ноября 2016 в 17:32
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.