Хворова Елена Витальевна, учитель-логопед

Использование метода проектов в работе учителя-логопеда

Использование метода проектов в работе учителя-логопеда 

Современное общество предъявляет  требования к повышению качества образования, что делает необходимым  поиск новых педагогических подходов к обучению и воспитанию  подрастающего поколения.   От образовательного учреждения требуется  не только дать обучающимся знания по конкретным  дисциплинам, но и научить применять их в повседневной жизни. ФГОС  обращает особое внимание на формирование навыков жизненной компетенции  у детей с ограниченными возможностями здоровья, что делает актуальным внедрение в практику работы компетентностного подхода – совокупности приемов и способов обучения, направленных на формирование компетенций  обучающихся.  Метод проектов – один из способов реализации  компетентностного подхода в образовании.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Метод проектов успешно зарекомендовал себя в образовательных учреждениях. В настоящей статье мы  рассмотрим возможности его использования в практике учителя-логопеда.

В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у  детей с тяжёлыми нарушениями речи очень консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно  отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Усвоенные  в логопедическом кабинете речевые навыки исчезают у данной категории детей в других ситуациях, на другом речевом материале. В связи с этим очень важно закрепить их в различных ситуациях.  Особенностью логопедической работы является тщательная дозировка заданий и речевого материала, любая задача должна быть максимально разложена на  составляющие. Логопед не должен осуществлять  деятельность по коррекции речевых нарушений «в одного», необходимо привлекать к ней в качестве активных участников   воспитателей,  специалистов ДОУ, родителей. Это позволит, с одной стороны, органично  реализовать  основные принципы коррекционной педагогики, с другой – повысит  значимость  у ребенка  собственных достижений  что,  в конечном счете, будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса.

 Каково же место проекта  в воспитательно-образовательном процессе,  и в работе учителя-логопеда в частности?

Любой проект  предполагает  получение конечного продукта и его презентацию. Поэтому важным условием достижения поставленной цели, получения ожидаемых результатов, предупреждения перегрузки воспитанников и педагогов  является  определения места  предстоящего проекта в системе  воспитательно-образовательной  работы.  Опыт использования  рассматриваемого метода показывает, что  реализация проекта  логопедической направленности может  быть осуществлена  в рамках тематических  недель, а также параллельно с  подготовкой  к праздникам, посвященным 8 Марта, дню защитника Отечества, Новому году и т.д. При выборе темы, цели, задач  предстоящего проекта необходимо ориентироваться  на характер речевого нарушения, этап коррекционной работы, зоны актуального и  ближайшего развития ребенка. Проект не должен быть самоцелью педагога. Мы полагаем, что  целесообразнее  использовать  метод проектов на этапе закрепления речевых навыков у детей-логопатов, т.е.  включение детей в проект  рассматривается нами как возможность предоставления  им  опыта достаточно самостоятельной  речевой деятельности. Задача учителя-логопеда состоит в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту участников проекта, так сформулировать  цели предстоящей работы, чтобы они  были  доступны, понятны  и, что не менее важно, интересны и значимы для  детей.

Структуру проекта принято обозначать пятью  «П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация. Но реализации собственно проекта  предшествует  серьезная подготовительная работа, в результате которой  должны появиться:

· паспорт проекта - документ, в котором отражаются  тема,  идея, задачи предстоящего проекта, определяется его типология,  указываются участники, формулируется конечный продукт и форма его презентации;

· программа проекта – своеобразный маршрутный лист  с указанием этапов,  мероприятий со сроками,  местом  и результатом их проведения, ответственными;

· средства обеспечения  (материально-технические, методические и др.), необходимые  для осуществления проекта.  

Проиллюстрируем опыт реализации проекта «Озорной наш язычок» с детьми с ОНР III уровня подготовительной логопедической группы, как пример  использования проектного метода в работе учителя-логопеда.  Данный проект был реализован  в рамках тематической недели «Я - человек». По продолжительности  данный проект являлся краткосрочным, поскольку  осуществлялся в течение одной недели,  по числу участников – групповым, по характеру деятельности – образовательным. В данном проекте  участвовали учитель-логопед, воспитатели логопедической группы, воспитанники.

Проект «Озорной наш язычок» был подчинен  ведущей педагогической идее о том, что артикуляционная гимнастика является основой формирования правильного произношения звуков. Актуальность проблемы обусловлена тем фактом, что  увеличилось количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения.  На момент старта проекта была только что завершена диагностика, и в соответствии с ней выстроена коррекционная работа с детьми, которая традиционно начинается с освоения детьми артикуляцинной гимнастики. Поэтому целью проекта формирование представления детей об артикуляционной гимнастике. Проектом предполагалось решить  следующие задачи:

 - знакомить детей с комплексами артикуляционной гимнастики.

- создать положительный эмоциональный настрой у детей при выполнении комплексов артикуляционной гимнастики.

- дополнить картотеку игр и упражнений артикуляционной гимнастики.

  Конечный результат (продукт) проекта нами рассматривался в двух составляющих:

- внешний (изготовлены иллюстрации для артикуляционных упражнений, оригами «Клювик», придумана «Сказка о весёлом гноме»;выставка детских работ по теме проекта);

 

- внутренний (сформировано представление детей об органах речи: строении, назначении, способах сохранения их здоровья; сформировано понимание того, что артикуляционная гимнастика - это гимнастика для органов речи; формировалось  умение выполнять основные артикуляционные упражнения).

В ходе подготовки  творческой группой педагогов были определены средства, необходимые для обеспечения проекта:

· для изготовления иллюстраций - листы  с картинками для раскрашивания,  фломастеры,  карандаши, выставочный стенд,   компьютер, цветной принтер;

· наглядные пособия «Органы речи», «Артикуляционные упражнения», презентации «Артикуляционная гимнастика», пособия для выработки направленной струи «Бабочки» и «Птички», схема для оригами «Клювик»

· для работы с детьми – зеркала, салфетки, предметные картинки, деревянные шпателя.

· Для изготовления оригами -  листы цветной бумаги.

В качестве информационного обеспечения (источника информации)  - методическая литература по теме проекта, художественная литература (стихи, загадки), интернет ресурсы («Сказка о весёлом язычке», «Сказка»), специальная литература (логоритмические упражнения).  

Перейдем  к рассмотрению проекта по этапам его реализации, хотя их границы весьма и весьма условны.

Первый этап  проекта – постановка проблемы – осуществляется со всей группой детей одновременно. Во время утренней беседы с детьми воспитатель обращает внимание детей на то, что не все умеют правильно произносить звуки и предлагает выяснить, что же нужно делать для того, чтобы это изменить. После обозначается проблемное поле с помощью вопросов: «Что такое органы речи?», «Что такое артикуляционная гимнастика?»  «Как её выполнять?», «У кого можно это узнать?». В ходе беседы ребята подводятся к мысли о том,  что получить нужную информацию можно у логопеда и решают, что нужно  обратиться к нему.

На II этапе осуществляется  непосредственно-образовательная деятельность, познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная деятельность с детьми, самостоятельная образовательная деятельность детей по данной проблеме, а также совместная деятельность логопеда и воспитателя. Таким образом, кроме академических знаний, ребята расширяют область своей жизненной компетенции.

Третий этап 

Оформление результатов (продукта)  – подготовка выставки детских работ: иллюстрации к артикуляционным упражнениям, иллюстрации к «Сказке о Весёлом Гноме», оригами «Клювик».

Во время проведения выставки дети не только демонстрируют свои иллюстрации, но и показывают, как правильно выполняется то или иное упражнение или комплекс упражнений, а также, используя свои иллюстрации, могут рассказать сочинённую коллективно  «Сказку о весёлом Гноме».

Опыт реализации проекта «Озорной наш язычок»  позволяет сделать вывод о том, что систематичное использование этого метода учителем-логопедом позволяет  повысить  эффективность работы по коррекции речевых нарушений, способствует активизации познавательной деятельности  детей с ограниченными возможностями здоровья, оказывает положительное влияние на формирование навыков жизненной компетенции. "Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» (Бернард Шоу).

Используемая литература:

1.Иванов, Д. А. Экспертиза в образовании : учеб. Пособие для студ. Высших учеб. Заведений / Д. А. Иванов. – М.: Издательский центр «Академия, 2008. – 336 с.

2.   Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда / Р. И. Лалаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 224 с.

3. Малофеев, Н. Н. Единая концепция СФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, Дефектология, № 1. – 2010.

4. Оберемок,  С. М. Метод проектов в дошкольном образовании / С. М. Оберемок. – Новосибирск,  2005.

 
28 ноября 2016 в 17:32

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.