Хворова Елена Витальевна, учитель-логопед

ФГОС в работе логопеда

«Организация работы учителя - логопеда и дефектолога с учётом ФГОС дошкольного образования».

Стандарт в образовании должен выступать гарантией конституционного права российского гражданина, права любого человека на качественное образование.

ФГОС - система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

Вместе со вступлением в силу нового закона «ОБ ОБРАЗОВАНИИ РФ», ДЛЯ ВСЕХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СТАЛ АКТУАЛЕН НОВЕЙШИЙ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ.

В рамках разработки проекта ФГОС ДО экспертами в сфере дошкольного образования было проведено исследование, позволившее в ходе фокус - групповых обсуждений выявить ожидания родителей, воспитателей, учителей начальной школы по отношению к дошкольному образованию.

Разработали ФГОС группа учёных  под руководством Александра Григорьевича Асмолова – директора федерального института развития образования. Александр Асмолов акцентировал внимание на основной миссии ФГОС дошкольного образования: становление и развитие личности ребенка. В качестве приоритетной задачи стандарт ставит следующую: "Не столько научить ребенка читать и писать, сколько "приохотить" его к учебе на протяжении всей жизни». Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста».

ФГОС обеспечивает:

- исполнение государственных гарантий,

- направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей НА ЭТОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ;

- НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАЕНИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ

- НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ  И ИТОГОВОЙ  АТТЕСТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ

Задачи, к которым мы, как специалисты имеем прямое отношение.

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- формирование развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

- обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

- обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

- обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный, важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека. Детство – самоценный период развития. «Детство – самый стремительный период очеловечивания человека в жизни человека и человечества».

Специалисты в области ДО, изучившие ФГОС, отмечают, что ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ стал детоцентрированным - это значит, что ребёнок, дети (их жизнь и здоровье) стоят во главе угла. Для нас (логопедов, дефектологов, психологов) это очевидный факт, ведь наша профессия связана непосредственно с детьми и ребёнок – цель (не объект, а субъект) приложение всех наших усилий.

 ФГОС НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ  И ИТОГОВОЙ  АТТЕСТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ. Цитата А. Г. Асмолова: Ребенок – «человек играющий. Ребёнка ценят, а не оценивают».

Сейчас существует большой уклон в тему подготовки ребёнка к школе, и многие родители стремятся обучать своих детей чтению, языкам чуть ли не с 2-3 лет, привлекая их в различные кружки.  Но ведь каждый ребёнок растёт и развивается в своём ритме и нельзя его торопить, навязывать навыки, с которыми он прекрасно справится в школе. Ребёнка развивает детская субкультура не меньше, чем взрослая субкультура. Как писал Д.С. Лихачев: «Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя». Среда, которая окружает ребёнка, настолько насыщена информацией, что не надо перегружать (перенасыщать) его дополнительными символами, знаками, перегружать его память и внимание.

Мы, как специалисты в своей области,  должны ориентировать родителей, прежде всего,  на общение с ребёнком, на создание разнообразной игровой среды, формируя у детей умения и навыки, которые в дальнейшем помогут ему с лёгкостью освоить и чтение, и письмо и др. школьные дисциплины. Разработчики стандарта красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку». Они указывают на то, что все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе.

Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.

Многообразие вариантов деятельности ребенка – главный принцип нового ФГОС. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие направления развития и образования детей (далее - образовательные области), их 5:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности и т.д. - как сквозных механизмах развития ребенка):

Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) во ФГОСе перечислены ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Многообразие деятельности ребенка – главный принцип нового ФГОС. Как мы можем следовать этому принципу? В процессе НОД и в совместной деятельности, решая логопедические задачи,  мы можем использовать рисование различными техниками, рисование двумя руками,  элементы лепки,  театрализованной деятельности, игры с песком, создание собственных сюжетов детьми с помощью конструктора картинок, рисование по мотивам игры и многое другое.

В процессе НОД по лепке, аппликации, конструированию, рисованию, можно предложить детям изменить постройку, поделку, добавив или убрав какие- то детали, дорисовать незаконченное изображение. Большие возможности для развития познавательных способностей детей заложены в заданиях, предполагающих действия с наглядными моделями: схемами, макетами, символическими изображениями.

Говоря о таком виде детской деятельности, как игровая, важно отметить, что ребёнку, отстающему в речевом и общем развитии, трудно создавать и воплощать в игре собственный замысел. Поэтому на начальных этапах работы специалист должен стать активным участником детских игр. При этом не следует превращать игру в занятие, а, взяв на себя главную роль, исподволь направлять активность детей. Важна увлеченность логопеда (дефектолога) игрой, искренность, непосредственность.

Один из способов внести разнообразие в  деятельность детей в процессе логопедической работы – это театрализованная деятельность.

В процессе театрализованной деятельности малыш на основе знакомых ему ситуаций из окружающей жизни создает воображаемую ситуацию, новые образы, принадлежащие ему одному.

Отличия  ФГТ и ФГОС.

ФГТ                                                                                 ФГОС

Объём обязательной части                                         Объём обязательной части

Программы составляет                                                Программы составляет

не менее 80% времени,                                               не менее 60% времени,

необходимого для реализации                                   необходимого для реализации

Программы, а части,                                                   Программы, а части,

формируемые участниками                                        формируемые участниками

образовательного образовательного                        образовательного образовательного

процесса - не более 20%                                              процесса - не более 40%

общего объёма.                                                            общего объёма.

Часть, формируемая участниками образовательного процесса – это мы с вами. Для нас это большой плюс, большая свобода выбора. Получается 40%  времени мы можем использовать для индивидуальной работы с детьми. Кроме арсенала моторных, настольных, предметных игр в процессе НОД мы можем использовать здоровьесберегающие технологии,  новые технологии, в частности интерактивные игры, а новые технологии имеют место быть, что прописано во ФГОС.

Нельзя сводить дошкольное образование к обучению. И ФГТ и ФГОС отводят педагогов  от слова «занятие», т.к. ведущей деятельностью дошкольника является игра. Занятие  мы должны организовать в форме игровой деятельности, а  конспекте фрагмента НОД должны прописывать, какой результат мы ждём от каждого этапа и с помощью какого алгоритма мы к этому результату придём.

БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ во ФГОС уделяется детям с ОВЗ (ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ).  В Стандарте учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

С  середины 80-х годов  прошлого века и по настоящее время государство придерживается политики инклюзии («модель включения»).

Инклюзивное образование - наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов (как в школе, так и в ДОУ).
Играя, обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.
Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества.

Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в реализации этих прав. Сегодня задача государства и общества – сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья. Система инклюзивного образования позволяет в полной мере реализовать образовательные права детей с ограниченными возможностями здоровья.
Каждый одиннадцатый житель России имеет ту или иную форму инвалидности. Это 13 миллионов человек с особенностями  физического, психического или интеллектуального развития различной степени: врожденные или приобретенные в течение жизни нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, состояния психики, умственного развития. Они нуждаются в специально приспособленных условиях  жизни и зачастую требуют посторонней помощи. 

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

-  ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории;

-  ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

28 ноября 2016 в 13:42

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.