Хворова Елена Витальевна, учитель-логопед
ФГОС в работе логопеда«Организация работы учителя - логопеда и дефектолога с учётом ФГОС дошкольного образования». Стандарт в образовании должен выступать гарантией конституционного права российского гражданина, права любого человека на качественное образование. ФГОС - система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности. Вместе со вступлением в силу нового закона «ОБ ОБРАЗОВАНИИ РФ», ДЛЯ ВСЕХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СТАЛ АКТУАЛЕН НОВЕЙШИЙ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ. В рамках разработки проекта ФГОС ДО экспертами в сфере дошкольного образования было проведено исследование, позволившее в ходе фокус - групповых обсуждений выявить ожидания родителей, воспитателей, учителей начальной школы по отношению к дошкольному образованию. Разработали ФГОС группа учёных под руководством Александра Григорьевича Асмолова – директора федерального института развития образования. Александр Асмолов акцентировал внимание на основной миссии ФГОС дошкольного образования: становление и развитие личности ребенка. В качестве приоритетной задачи стандарт ставит следующую: "Не столько научить ребенка читать и писать, сколько "приохотить" его к учебе на протяжении всей жизни». Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста». ФГОС обеспечивает: - исполнение государственных гарантий, - направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей НА ЭТОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ; - НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАЕНИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ - НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ Задачи, к которым мы, как специалисты имеем прямое отношение. - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; - формирование развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности; - обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников; - обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); - обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный, важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека. Детство – самоценный период развития. «Детство – самый стремительный период очеловечивания человека в жизни человека и человечества». Специалисты в области ДО, изучившие ФГОС, отмечают, что ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ стал детоцентрированным - это значит, что ребёнок, дети (их жизнь и здоровье) стоят во главе угла. Для нас (логопедов, дефектологов, психологов) это очевидный факт, ведь наша профессия связана непосредственно с детьми и ребёнок – цель (не объект, а субъект) приложение всех наших усилий. ФГОС НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ. Цитата А. Г. Асмолова: Ребенок – «человек играющий. Ребёнка ценят, а не оценивают». Сейчас существует большой уклон в тему подготовки ребёнка к школе, и многие родители стремятся обучать своих детей чтению, языкам чуть ли не с 2-3 лет, привлекая их в различные кружки. Но ведь каждый ребёнок растёт и развивается в своём ритме и нельзя его торопить, навязывать навыки, с которыми он прекрасно справится в школе. Ребёнка развивает детская субкультура не меньше, чем взрослая субкультура. Как писал Д.С. Лихачев: «Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя». Среда, которая окружает ребёнка, настолько насыщена информацией, что не надо перегружать (перенасыщать) его дополнительными символами, знаками, перегружать его память и внимание. Мы, как специалисты в своей области, должны ориентировать родителей, прежде всего, на общение с ребёнком, на создание разнообразной игровой среды, формируя у детей умения и навыки, которые в дальнейшем помогут ему с лёгкостью освоить и чтение, и письмо и др. школьные дисциплины. Разработчики стандарта красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку». Они указывают на то, что все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе. Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений. Многообразие вариантов деятельности ребенка – главный принцип нового ФГОС. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие направления развития и образования детей (далее - образовательные области), их 5: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности и т.д. - как сквозных механизмах развития ребенка): Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) во ФГОСе перечислены ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Многообразие деятельности ребенка – главный принцип нового ФГОС. Как мы можем следовать этому принципу? В процессе НОД и в совместной деятельности, решая логопедические задачи, мы можем использовать рисование различными техниками, рисование двумя руками, элементы лепки, театрализованной деятельности, игры с песком, создание собственных сюжетов детьми с помощью конструктора картинок, рисование по мотивам игры и многое другое. В процессе НОД по лепке, аппликации, конструированию, рисованию, можно предложить детям изменить постройку, поделку, добавив или убрав какие- то детали, дорисовать незаконченное изображение. Большие возможности для развития познавательных способностей детей заложены в заданиях, предполагающих действия с наглядными моделями: схемами, макетами, символическими изображениями. Говоря о таком виде детской деятельности, как игровая, важно отметить, что ребёнку, отстающему в речевом и общем развитии, трудно создавать и воплощать в игре собственный замысел. Поэтому на начальных этапах работы специалист должен стать активным участником детских игр. При этом не следует превращать игру в занятие, а, взяв на себя главную роль, исподволь направлять активность детей. Важна увлеченность логопеда (дефектолога) игрой, искренность, непосредственность. Один из способов внести разнообразие в деятельность детей в процессе логопедической работы – это театрализованная деятельность. В процессе театрализованной деятельности малыш на основе знакомых ему ситуаций из окружающей жизни создает воображаемую ситуацию, новые образы, принадлежащие ему одному. Отличия ФГТ и ФГОС. ФГТ ФГОС Объём обязательной части Объём обязательной части Программы составляет Программы составляет не менее 80% времени, не менее 60% времени, необходимого для реализации необходимого для реализации Программы, а части, Программы, а части, формируемые участниками формируемые участниками образовательного образовательного образовательного образовательного процесса - не более 20% процесса - не более 40% общего объёма. общего объёма. Часть, формируемая участниками образовательного процесса – это мы с вами. Для нас это большой плюс, большая свобода выбора. Получается 40% времени мы можем использовать для индивидуальной работы с детьми. Кроме арсенала моторных, настольных, предметных игр в процессе НОД мы можем использовать здоровьесберегающие технологии, новые технологии, в частности интерактивные игры, а новые технологии имеют место быть, что прописано во ФГОС. Нельзя сводить дошкольное образование к обучению. И ФГТ и ФГОС отводят педагогов от слова «занятие», т.к. ведущей деятельностью дошкольника является игра. Занятие мы должны организовать в форме игровой деятельности, а конспекте фрагмента НОД должны прописывать, какой результат мы ждём от каждого этапа и с помощью какого алгоритма мы к этому результату придём. БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ во ФГОС уделяется детям с ОВЗ (ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ). В Стандарте учитываются: 1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; 2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации. С середины 80-х годов прошлого века и по настоящее время государство придерживается политики инклюзии («модель включения»). Инклюзивное образование - наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов (как в школе, так и в ДОУ).
Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в реализации этих прав. Сегодня задача государства и общества – сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья. Система инклюзивного образования позволяет в полной мере реализовать образовательные права детей с ограниченными возможностями здоровья.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; - ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории; - ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. 28 ноября 2016 в 13:42
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.