Хворова Елена Витальевна, учитель-логопед

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми 6 - 7 лет с общим недоразвитием речи III уровня

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Детский сад № 27» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

 

Одобрено на заседании                                                                    Утверждаю:

педагогического совета                                                     Заведующий МКДОУ «д/с № 27"       «___»_________2015 г.         

                                                                                                    __________/Дёмина В.П/

Протокол №_____ «___»_________2015 г.




 Программа

коррекционно-развивающей работы

с детьми 6 - 7 лет

 с общим недоразвитием речи III уровня

Разработала

учитель-логопед

I квалификационной

категории:

Хворова Е.В.

п. Красногорский

2015 г.

Оглавление.

1. Пояснительная записка. ______________________________________________3 стр.

2. Цель, задачи и принципы деятельности ДОУ по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. __________________________________ 4стр.

3. Характеристика возрастных особенностей воспитанников.________________ 5 стр.

4.  Целевые ориентиры образовательного процесса._________________________7 стр.

 5.  Особенности осуществления образовательного процесса._________________ 9 стр.

 6. Перспективное планирование работы в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР III уровня._______________________________ 11 стр.

7.  Календарно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности (фронтальная)  по периодам обучения.____________________  22 стр.

8.  Методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития _______  26 стр.

 9. Психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ с целью выявления их особых образовательных потребностей________________________________ 30 стр.

 10.  Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

_________________________________________________________________  33 стр.

 Литература_______________________________________________________  37 стр.

1. Пояснительная записка

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации.

Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество.

Коррекционная работа  должна быть направлена на:

-обеспечение коррекции нарушений развития данной категории детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

-освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации .

Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группе компенсирующей направленности,  учитывает особенности развития и специфические образовательные потребности детей данной категории.

Содержание коррекционной работы реализуется через создание специальных условий для получения образования, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях воспитательно-образовательного процесса, включает:

- психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей,

- мониторинг динамики развития детей, мониторинг коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования,

-планирование коррекционно-образовательного процесса на основе взаимодействия специалистов.

Все вышесказанное, вызывает необходимость разработки содержания рабочей Программы коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольном образовательном учреждении.

Данная рабочая программа характеризует систему комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР III уровня в условиях воспитательно-образовательного процесса. 

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда составляют:

1. Устав муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 27» Еманжелинского муниципального района Челябинской области, утверждённый 01.06.2015 г. № 469.

2. Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО).

3. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

4. Приказ МОиН РФ  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

7.  Концептуальные положения примерной образовательной программы «От рождения до школы» с учетом ФГОС, под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

8. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием  речи". Программно-методические рекомендации/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Москва «Дрофа», 2010г. «Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития». Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.

9. «Организации логопедической работы с детьми  5-7 лет с ОНР III уровня» О.С.Гомзяк. Издательство «Гном». 2013г. (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).

2. Цель, задачи и принципы деятельности ДОУ по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

Целью обучения и воспитания детей 6-7 лет с ОНР III уровня является коррекция недостатков в физическом и психическом развитии, максимальное всестороннее развитие в соответствии с возможностями каждого ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих готовность к обучению в школе и социальную успешность.

Принципы: Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учетом общедидактических принципов, отражающих закономерности усвоения языка и речи (М. М. Алексеева, JI. П. Федоренко, О. П. Короткова, В. И. Яшина и др.). К наиболее важным из них относятся:

· Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он предполагает усвоение речевого материала не путем простого воспроизведения, а на основе решения мыслительных задач.

· Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

· Принцип формирования элементарного осознания явлений языка (Ф. А. Сохин, А. А. Леонтьев). При этом подчеркивается, что осознанность является показателем степени сформированности речевых умений.

· Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. Коррекционная работа обеспечивает овладение детьми связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность значительной части детей к обучению в общеобразовательной школе.

Задачи:

· коррекция нарушений устной речи;

· своевременное предупреждение, и преодоление трудностей в освоении воспитанниками образовательных программ по дошкольному воспитанию;

· пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей), воспитанников

3. Характеристика возрастных особенностей воспитанников.

3.1. Особенности познавательного и речевого развития нормально развивающихся детей

Основные возрастные психологические новообразования детей.

Старший дошкольный возраст:

- у детей 6-7 лет развитие речи достигает довольно высокого уровня;

- большинство старших дошкольников правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления;

- к старшему возрасту накапливается значительный запас слов, продолжается обогащение лексики (словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком), однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами;

- в основном завершается важнейший этап развития речи детей – усвоение грамматической системы языка. Активно осваивают навыки построения разных типов текстов (описания, повествования, рассуждения). В процессе развития связной речи дети начинают также активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.

Вместе с тем отмечаются особенности в речи старших дошкольников:

- отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка (чаще всего сонорные и шипящие звуки), не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации;

- допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование существительных с прилагательными, словообразование);

- вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания. Недостатки развития связной речи связаны с неумением построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середину, конец), и соединять различными способами цепной и параллельной связи части высказывания.

К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности при решении учебных задач, овладению элементами специальных языков, характерных для отдельных видов деятельности, станет основой усвоения различных предметов в школе (музыка, математика и т. п.).

3.2. Особенности познавательного и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов, например: «бйкамтлит и не узнйа» — белка смотрит и не узнала (зайца); «из тубы дым тойбы, потамутахйдна» — из трубы дым валит столбом, потому что холодно. В высказываниях детей появляются слова, состоящие из трех-пяти слогов («аквиюм» — аквариум, «таталлист» — тракторист, «вадапавд» — водопровод, «задигйка» — зажигалка).
Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах («взяла с ясика» — взяла из ящика, «тли ведёлы» — три ведра, «коёбкалезит под стула» — коробка лежит под стулом, «нет количнаяплка» — нет коричневой палки, «писитламстел, кситлучком» — пишет фломастером, красит ручкой, «лжит от тя» — взяла со стола и т. п.). Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.
Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям («хвост — хвостик, нос — носик, учит — учитель, играет в хоккей — хоккеист, суп из курицы — куриный и т. п.»). В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов («выключатель» — «ключит свет», «виноградник» — «он сдит», «печник» — «пчка» и т. п.). Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети часто подменяют операцию словообразования словоизменением (вместо «ручище» — «руки», вместо «воробьиха» — «воробьи» и т. п.) или вообще отказываются от преобразования слова, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо «велосипедист» — «который едет велисипед», вместо «мудрец» — «который умный, он все думает»). В случаях, когда дети все-таки прибегают к словообразовательным операциям, их высказывания. изобилуют специфическими речевыми ошибками, такими, как: нарушения в выборе производящей основы («строит дома — дмник», «палки для лыж — плные), пропуски и замены словообразовательных аффиксов («тракторил — тракторист, читик — читатель, абрикснын — абрикосовый» и т. п.), грубое искажение звуко-слоговой структуры производного слова («свинцовый — свитенй, свицй»), стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса («гороховый — горхвый», «меховой — мхный» и т. п.). Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.
Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо «одежда» — «пальты», «кфнички» — кофточки, «мебель» — «разные стлы», «посуда» — «миски»), незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека (локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива, бивни), наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий, связанных с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых (носорог — «корова», жираф — «большая лошадь», дятел, соловей — «птичка», щука, сом — «рыба», паук — «муха», гусеница — «червяк») и т. п. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. («посуда» — «миска», «нора» — «дыра», «кастрюля» — «миска», «нырнул» — «купался»).
Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.
В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации («неневик» — снеговик, «хихиист» — хоккеист), антиципации («астбус» — автобус), добавление лишних звуков («мендвдъ» — медведь), усечение слогов («мисанл» — милиционер, «ваправт» — водопровод), перестановка слогов («вкрик» — коврик, «вослики» — волосики), добавление слогов или слогообразующей гласной («корбыль» — корабль, «тырав» — трава). Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.

4. Целевые ориентиры образовательного процесса

4.1. Целевые ориентиры дошкольного образования

К целевым ориентирам в соответствии с ФГОС дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности» 

4.2 Целевые ориентиры по образовательной области «Речевое развитие»

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

– ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; знаком с произведениями детской литературы.

4.3 Промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие»

Это позволяет обеспечивать взаимодействие с педагогами группы по реализации содержания по познавательному и речевому развитию детей своей группы с учетом их возможностей.

6 – 7 лет

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

- способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);

- свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора.

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

- использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;

- использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;

- правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо произносит слова и словосочетания, проводит звуковой анализ слов;

- самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;

- называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

Практическое овладение воспитанниками нормами речи:

- дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета в общении со взрослыми и сверстниками;

- пользуется естественной интонацией разговорной речи;

- соблюдает элементарные нормы словопроизношения, постановки словесного ударения.

Развитие литературной речи:

- способен прочитать стихотворение, используя разнообразные средства выразительности;

- самостоятельно пересказывает знакомые произведения, участвует в их драматизации.

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса:

- называет любимые сказки и рассказы;

- называет авторов и иллюстраторов детских книг (2–4);

- эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;

- может импровизировать на основе литературных произведений.

- способен осознавать события, которых не было в личном опыте, улавливать подтекст;

- способен воспринимать текст в единстве содержания и формы;

- способен различать жанры литературных произведений, выделяя их характерные особенности;

- знаком с произведениями детских писателей и поэтов Южного Урала (А.Б. Горская, М.С. Гроссман, Н.В. Пикулева, Л.А. Преображенская, Л.К. Татьяничева и др.).

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:

- воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи;

- способен делить предложения на слова и составлять из слов (2-4);

- способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов;

- способен проводить звуковой анализ слов;

- понимает смыслоразличительную роль фонемы.

5. Особенности осуществления образовательного процесса

Содержание и формы коррекционно-развивающего обучения детей 6-7 лет с данным уровнем планируются с учетом рекомендаций ПМПк ДОУ, районной ПМПК и результатов  логопедического обследования детей, позволяющих выявить потенциальные речевые и психологические возможности детей.


5.1. Коррекционно-развивающие задачи:

1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова) речи.
3. Формирование умения пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, навыка объединения их в рассказ;
4. Формирование  навыка словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
5.  Формирование  навыка  грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно.
6. Формирование умения использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
7. Формирование элементарных навыков чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

 5.2. Формы организации и содержание коррекционно-развивающей работы.

Логопедическая непосредственная образовательная деятельность  в группе компенсирующей направленности имеет следующие формы организации:  фронтальную, подгрупповую, индивидуальную.

Фронтальная непосредственная образовательная деятельность  в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР III уровня организуется три раза в неделю: два раза по коррекции фонетических и лексико-грамматических процессов, которые является комбинированными, и один раз по развитию связной речи.

Содержание фронтальной непосредственной образовательной деятельности   определяется задачами коррекционного обучения детей:
• активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка; • развитие произносительной стороны речи;  • развитие самостоятельной развернутой фразовой речи.

Дети с общим недоразвитием речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказываются не только отставание в развитии речи, но и трудности концентрации внимания, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому целесообразно для проведения фронтальных логопедических, а также частично и воспитательных занятий делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.

Подгрупповая непосредственна образовательная деятельность планируются два раза в неделю. Формирование подгрупп зависит от индивидуальных особенностей детей, а работа должна быть направлена на усвоение материала, изучаемого на неделе на фронтальной непосредственной образовательной деятельности, а также проводится работа по предупреждению нарушений письменной речи. В зависимости от характера и выраженности речевого дефекта, психологических и характерологических особенностей детей, количество их в подгруппах варьируется по усмотрению логопеда (от 2—3 до 5—6 человек). В начале учебного года количество человек в подгруппе может быть меньше, чем к концу обучения.

Выделяются следующие виды подгрупповой непосредственной образовательной деятельности по формированию: 1) словарного запаса; 2) грамматически правильной речи; 3) связной речи; 4) звукопроизношения, развитию фонематического слуха и слоговой структуры.

Комплексно–тематический принцип образовательного процесса определяется Научной концепцией дошкольного образования (под ред. В. И. Слободчикова, 2005 год) как основополагающий принцип для структурирования содержания образования дошкольников. В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Вся  непосредственной образовательной деятельности на неделе объединена одной лексической темой. Лексическая тема прослеживается и в упражнения по развитию общей, мелкой, артикуляционной моторики, дыхания, голоса, мимической мускулатуры. Упражнения должны использоваться и воспитателями в режимных моментах дня.

В связи с этим индивидуальная непосредственная образовательная деятельность должна  носить опережающий характер, так как основная её цель — подготовить детей к активной речевой деятельности на фронтальной и подгрупповой непосредственной образовательной деятельности и осуществляться ежедневно.  .

6. Перспективное планирование работы в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР III уровня.

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Раздел  1. Развитие моторных функций.

Задачи:

- развитие артикуляционного аппарата с целью выработки четкого координирования движений и переключаемости с одного на другое;

- развитие ощущений от движений органов артикуляции;

- развитие умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;

- проведение упражнений на общее расслабление;

- развитие общей моторики, координация речи с движением, статистической и динамической координацией движений;

- развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составление узоров, фигур по образцу, обведение, закрашивание и штриховка.

- развитие мимической мускулатуры лица;

- проведение самомассажа лица и шеи.

Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции.

Задачи:

- развитие речевого дыхания;

- автоматизация нижнедиафрагмального дыхания;

- развитие умения коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;

- развитие умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо.

- знакомство детей с различными видами интонации.

Раздел 3. Формирование фонетико- фонематических процессов.

Задачи:

- развитие слухового внимания на материале речевых и неречевых звуков;

- знакомство со звуками: У, А, И, О, Ы, П, Пь, К, Кь, Т, Ть, Х, Хь, М, Мь, Н, Нь, Б, Бь.

- упражнение в выделении гласных и согласных звуков в начале, середине, Конце слова и определение местонахождения звука;

- упражнение в подборе слов на заданный звук;

- закрепление понятий «гласный звук», «согласный звук», «звонкий», «глухой»;

- развитие умения анализировать прямые и обратные слоги: АН, НА

- упражнение в дифференциации: гласный-согласный; закрепление умения дифференцировать согласные звуки по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости: П-Пь, К-Кь, Т-Ть, Х-Хь, М-Мь, Н-Нь, Б-Бь, К-Т, П-К-Т, Н-М, Б-П;

- обучение звуковому анализу слов типа кот,кит с выкладыванием схемы;

- развитие умения делить на слоги односложные, двухсложные и трёхсложные слова с последующим выкладыванием схемы и определением ударного слога;

-продолжение анализа небольших предложений с последующим выкладыванием схемы.

Раздел 4. Лексика

Задачи: Расширение словаря по лексическим темам: «Урожай», «Краски осени», «Животный мир», «Я – Человек», «Народная культура и традиции», «Наш быт»,  «Дружба»  «День народного единства»,  «Транспорт»,  «Здоровей-ка», «Кто как готовится к зиме».

Раздел 5. Грамматический строй речи (по лексическим темам I периода).

Задачи:

- выработка умения изменять имена существительные по падежам;

- развитие словообразовательной функции (развитие умения образовывать существительные множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательным значением, приставочные глаголы, прилагательные от существительных и относительные прилагательные);

- упражнение в согласовании: глаголов с существительными единственного и множественного числа; прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; существительных с числительными два и пять;

-закрепление навыков употребления притяжательных прилагательных.

Раздел 6. Связная речь.

Задачи:

- выработка умения составлять простые предложения;

-формирование умения задавать простые вопросы и отвечать на вопросы полным ответом;

- формирование навыков составления описательных рассказов по лексическим темам I периода с использованием опорных схем;

- обучение пересказу небольших рассказов и сказок с использованием опорных сигналов;

- развитие у детей стремления обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.

Раздел 7. Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения и письма.

Задачи:

- знакомство с буквами У, А, И, О, Ы, П, К, Т, Х, М, Н, Б и их написанием;

-выработка умения ориентироваться на листе бумаги;

- упражнение детей в печатании данных букв, выкладывании их из палочек и других предметов;

- обучение печатанию слогов и слов сданными буквами;

- формирование умения различать правильно и неправильно напечатанные буквы;

- упражнять в допечатывании недостающих элементов букв;

- упражнение в различении букв, наложенных одна на другую, в нахождении заштрихованных букв.

Раздел 8. Работа воспитателя по заданию учителя-логопеда.

Задачи:

 - развитие артикуляционной, пальчиковой и общей моторики;

- упражнение в применении сформированных фонетико-фонематических представлений: звуко-слоговом анализе;

- активизация и закрепление отработанного словарного запаса;

- упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;

- подготовка детей к занятиям по развитию связной речи;

- закрепление навыков чтения и написания слогов;

- закрепление выработанных навыков во время режимных моментов.

К концу I периода:

- должны быть развиты моторные функции артикуляционного аппарата для возможности постановки всех звуков и характеристики звуков с опорой на ощущения от положения органов артикуляции; развитие мелкой моторики должно позволить правильно удерживать карандаш и печатать буквы с правильным нажимом.

-  должны быть выработано умение: правильно коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать; произвольно менять силу голоса;

- должны быть выработаны навыки: характеристики звуков I периода с использованием различных видов контроля: артикуляционного, акустического, тактильно-вибрационного; определения места звука в словах и звукового анализа и синтеза слов из трёх звуков; дифференциации звуков по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости; анализа трёхсложных и двухсложных слов и коротких предложений;

- словарный запас по лексическим темам I периода должен соответствовать норме;

- должны быть выработаны умения: изменять имена существительные по падежам, образовывать существительные множественного числа, с уменьшительно-ласкательным суффиксом и относительные прилагательные; согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;

- должен быть выработан навык: составлять простые предложения, задавать простые вопросы и отвечать на них, составлять описательные рассказы по лексическим темам I периода и пересказывать небольшие рассказы и сказки;

- дети должны узнавать буквы I периода, выкладывать их из различных предметов, находить в кассах, различать правильно и неправильно напечатанные  буквы, печатать слоги и короткие слова с этими буквами.

IIпериод (декабрь, январь, февраль)

Раздел 1. Развитие моторных функций.

Задачи:

- продолжать развитие артикуляционного аппарата;

- совершенствовать развитие ощущений от движений органов артикуляции;

- закреплять умение анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;

- упражнять в общем расслаблении, развитии общей и мелкой моторики и координации речи с движением;

- развивать мимическую мускулатуры лица и проведение самомассажа.

Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции.

Задачи:

- развитие речевого дыхания;

- совершенствование нижнедиафрагмального дыхания;

- развитие коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плеч), спокойно и плавно выдыхать;

- обучение вдоху через нос и выдыху через рот и наоборот;

- развитие умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, тихо, громко; продолжение работы над темпом и ритмом речи; - развитие умения произносить предложения с различными видами интонации:  повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Раздел 3. Формирование фонетико- фонематических процессов.

Задачи:

- развитие слухового внимания на материале речевых и неречевых звуков;

- знакомство со звуками: С, Сь, З, Зь, В, Вь, Д, Дь, Г, Гь, Э, Й, Ш;

- совершенствование умения выделять гласные и согласные звуки в начале, середине, конце слова и определять местоположение звука;

- упражнение в подборе слов на заданный звук;

- закрепление понятий: «гласный звук», «согласный твёрдый звук», «согласный мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук»;

- упражнение в дифференциации: гласный-согласный; закрепление умения дифференцировать согласные звуки по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости: С-Сь, З-Зь, З-С, В-Вь, Д-Дь, Д-Т, Ть-Дь, Г-Гь, Г-К, Ш-С;

- продолжение работы по звуковому анализу слов типа кот, кит с выкладыванием схемы;

- обучение звуковому анализу слов типа сани, шкаф, аист;

- развитие умения делить на слоги односложные, двухсложные, трёхсложные слова с последующим выкладыванием схемы и определением ударного слога;

- продолжение работы по анализу предложений с последующим выкладыванием схемы;

- обучение подбору слов и предложений к различным схемам.

 Раздел 4. Лексика

Задачи:

- расширение и уточнение словаря по темам: «Здравствуй, Зимушка-зима!», «Город мастеров», «Профессии», «Зимующие птицы», «Новогодний калейдоскоп», «В гостях у сказки», «Этикет», «Моя семья», «Мой дом», «Мебель», «Азбука безопасности», «Транспорт», «Наши защитники», «Маленькие исследователи».

Раздел 5. Грамматический строй речи (по лексическим темам II периода).

Задачи:

- закрепление умения изменять имена существительные по падежам и использовать их в речи;

- расширение предикативного словаря: практическое закрепление в речи глаголов прошедшего времени, обучение образованию и закреплению в речи глаголов движения с приставками;

- закрепление составления педложно-падежных конструкций;

- совершенствование словообразовательного процесса: образование относительных прилагательных и притяжательных прилагательных;

- развитие словообразовательной функции (развитие умения образовывать форму множественного числа существительных, существительные с уменьшительно-ласкательным значением, приставочные глаголы, прилагательные от существительных и относительные прилагательные);

- упражнение в согласовании глаголов с существительными единственного и множественного числа; прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; существительных с числительными два и пять;

- закрепление навыков использования в речи притяжательных прилагательных.

Раздел 6. Связная речь.

Задачи:

- выработка умения составлять сложносочиненные и сложноподчинённые предложения;

- совершенствование умения задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом;

- совершенствование умение составлять описательные рассказы по лексическим темам II периода с использованием опорных схем;

- совершенствование умения пересказывать рассказы и сказки;

- обучение составлению рассказов по сюжетной картине и серии сюжетных картин, а также рассказов с придумыванием предшествующих и последующих событий;

- развитие у детей стремления обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.

Раздел 7. Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения и письма.

Задачи:

- знакомство с буквами С, З, В, Д, Г, Э, Й, Ш, Е, Я и их написанием;

- упражнение в ориентировке на листе бумаги;

- упражнение детей в печатании данных букв, выкладывании их из палочек и других предметов;

- обучение печатанию слогов, слов и небольших предложений с данными буквами;

- совершенствование умения различать правильно и неправильно напечатанные буквы;

- упражнение в допечатывании недостающих элементов букв;

-упражнение в различении букв наложенных одна на другую, в нахождении заштрихованных букв;

- обучение послоговому чтению слогов, слов, небольших предложений;

- знакомство с элементарными правилами правописания: раздельное написание слов в предложении, точка в конце предложения, написание большой буквы в начале предложения.

Раздел 8. Работа воспитателя по заданию учителя-логопеда.

Задачи:

- продолжение развития артикуляционной, пальчиковой и общей моторики;

- упражнение в применении сформированных фонетико-фонематических представлений: звуко-слоговом анализе;

- активизации и закрепление отработанного словарного запаса;

- упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;

- подготовка детей к занятиям по развитию связной речи;

- закрепление выработанных навыков во время режимных моментов, в играх, развлечениях и других видах деятельности.

К концу II периода:

- должны быть развиты моторные функции артикуляционного аппарата для возможности автоматизации ранее поставленных звуков и характеристики звуков II периода с опорой на ощущения от положения органов артикуляции; развитие мелкой моторики должно позволить правильно удерживать карандаш, печатать буквы, слоги и слова с правильным нажимом;

- должны быть выработаны умения: правильно, коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать; произвольно менять силу голоса; вдыхать через нос, а выдыхать через рот и наоборот; произносить предложения с различной интонацией;

- должны быть выработаны навыки: характеристики звуков II периода с использованием различных видов контроля: артикуляционного, акустического, тактильно-вибрационного; определения места звуков в словах и звукового анализа и синтеза слов из четырёх звуков; дифференциация звуков по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости; анализа трёхсложных, двухсложных, односложных слов и предложений;

- словарный запас по лексическим темам II периода должен соответствовать норме;

- должны быть выработаны умения: образовывать приставочные глаголы; понимать и правильно употреблять различные предлоги; согласовывать существительные с прилагательными, глаголами и числительными; составлять предложно-падежные конструкции; образовывать притяжательные прилагательные;

- должны быть выработаны навыки: составлять простые и сложные предложения, задавать вопросы и отвечать на них, составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетным картинам и серии сюжетных картин, пересказывать рассказы и сказки по лексическим темам II периода;

- дети должны узнавать буквы II периода, выкладывать их из различных предметов, находить в кассах, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, печатать слоги, слова и короткие предложения с этими буквами; усвоить элементарные навыки правописания.

III период (март, апрель, май)

Раздел 1. Развитие моторных функций.

Задачи:

- дальнейшее развитие артикуляционного аппарата;

- совершенствование ощущений от движений органов артикуляции;

-закрепление умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;

- упражнение в общем расслаблении, развитии общей и мелкой моторики и координации речи с движением;

- развитие мимической мускулатуры лица и проведение самомассажа.

Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции.

Задачи:

- развитие речевого дыхания;

- совершенствование нижнедиафрагмального дыхания;

- закрепление умения коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плеч), спокойно и плавно выдыхать;

- совершенствование умения вдыхать через нос и выдыхать через рот и наоборот;

- закрепление умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо; продолжать работу над темпом и ритмом речи;

- закрепление умения произносить предложения с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной и восклицательной.

Раздел 3. Формирование фонетико - фонематических процессов.

Задачи:

- развитие слухового внимания на материале речевых и неречевых звуков;

- знакомство со звуками: Ж, Л, Ль, Ц, Р, Рь, Ч, Ф, Фь, Щ;

- закрепление умения выделять гласные и согласные звуки в начале, середине, конце слова и определять местонахождение звука;

- совершенствование в подборе слов на заданный звук;

- закрепление понятий: «гласный звук», «согласный твёрдый звук», «согласный мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук»;

- упражнение в дифференциации: гласный-согласный; закрепление умения дифференцировать согласные звуки по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости: Ж-З, Ж-Ш, Ш-Ж-С-З, Л-Ль, Ц-С, Р-Рь, Р-Л, Ч-Ть, Ф-Фь, В-Ф, Щ-Ч, Щ-Ть, Щ-Ч-Сь-Ть;

- обучение проверке звонкого согласного в конце слова в случае оглушения: дуб-дубы;

- продолжение работы по звуковому анализу слов типа сани, шкаф, аист с выкладыванием схемы;

- обучение звуковому анализу слов из пяти звуков;

- закрепление умения делить на слоги односложные, двухсложные и трёхсложные слова с последующим выкладыванием схемы;

- продолжение работы по анализу предложений с последующим выкладыванием схемы;

- закрепление умения подбирать к различным схемам слова и предложения.

 Раздел 4. Лексика

Задачи:

- расширение и уточнениесловаря по темам:  «Женский день», «Миром правит доброта», «Быть здоровыми хотим», «Весна шагает по планете», «День смеха», «Цирк», «Театр», «Встречаем птиц», «Перелётные птицы»,  «Космос», «Приведём планету в порядок», «Волшебница вода», «Рыба», «Праздник Весны и Труда», «День победы», «Человек», «Мир природы», «Мир растений», «До свиданья, Детский сад. Здравствуй, школа!», «Вот мы какие, стали большие»

Раздел 5. Грамматический строй речи (по лексическим темам III периода).

Задачи:

- развитие «семантического поля» слов;

- упражнение в развитии синонимического ряда слов;

- расширение предикативного, номинативного и адъективного словаря;

- расширение знания значений предлогов и совершенствование навыков использования их в речи;

- закрепление навыков составления предложено-падежных конструкций;

-совершенствование словообразовательного процесса: упражнение в образовании и употреблении сравнительной степени прилагательных, формирование навыков использования в речи возвратных глаголов, упражнение в образовании слов сложного состава;

- закрепление словообразовательной функции (развитие умения образовывать форму множественного числа существительных, существительные с уменшительно-ласкательным значением, приставочные глаголы, прилагательные от существительных и относительные прилагательные);

- упражнение в согласовании глаголов с существительными единственного и множественного числа; прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; существительных с числительными два и пять;

- закрепление навыков использования в речи притяжательных прилагательных.

Раздел 6. Связная речь.

Задачи:

- закрепление умения составлять сложносочинённые  и сложноподчинённые предложения

- совершенствование умения задавать вопросы и отвечать на них полным предложением;

- совершенствование умения составлять описательные рассказы по лексическим темам III периода с использованием опорных схем;

- совершенствование умения пересказывать рассказы и сказки;

- закрепление умения составлять рассказы по сюжетной картине и серии сюжетных картин, рассказов с придумыванием предшествующих и последующих событий,

- обучение составлению рассказов из личного опыта и на заданную тему;

- развитие у детей стремления обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.

Раздел 7. Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения и письма.

Задачи:

- знакомство с буквами Ж, Л, Ц, Ю, Р, Ч, Ф, Щ, и их написанием;

- закрепление умения ориентироваться на листе бумаги;

- упражнение детей в печатании данных букв, выкладывании их из палочек и других предметов;

- совершенствование умения печатать слоги, слова и небольшие предложения с данными буквами;

- упражнение в допечатывании недостающих элементов букв;

- упражнение в различении букв, наложенных одна на другую, в нахождении заштрихованных букв;

- совершенствование навыков послогового чтения слогов, слов и небольших предложений;

- знакомство с элементарными правилами правописания: раздельное написание слов в предложении, точка в конце предложения, написание большой буквы в начале предложения.

Раздел 8. Работа воспитателя по заданию учителя-логопеда.

Задачи:

- развитие артикуляционной, пальчиковой и общей моторики;

- упражнение в применении сформированных фонетико-фонематических представлений: звуко-слоговом анализе;

- активизация и закрепление отработанного словарного запаса;

- упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;

- подготовка детей к занятиям по развитию связной речи;

- закрепление навыков чтения и написания слогов, слов и небольших предложений;

- закрепление выработанных навыков во время режимных моментов, в играх, развлечениях и других видах деятельности.

К концу III периода:

- должен быть развит моторный праксис, выработаны ощущения от положения органов артикуляции, автоматизированы поставленные звуки, развитие мелкой моторики должно позволить правильно удерживать карандаш, печатать буквы, слоги и слова с правильным нажимом;

- должно быть выработано правильное речевое дыхание и автоматизировано нижнедиафрагмальное, умение произносить предложения с различной интонацией;

- должны быть выработаны навыки: характеристики звуков III периода с использованием различных видов контроля: артикуляционного, акустического, тактильно-вибрационного; определения места звуков в словах и звукового анализа и синтеза слов из четырёх-пяти звуков; дифференцирования звуков по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости; анализа трёхсложных, двухсложных, односложных слов и предложений;

- словарный запас по лексическим темам III периода должен соответствовать норме;

- должны быть закреплены и усовершенствованы навыки словообразования и словоизменения, сформировано умение их  практического применения;

- должны быть выработаны навыки: составлять сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, задавать вопросы и отвечать на них, составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетным картинам и серии сюжетных картин, пересказывать рассказы и сказки по лексическим темам III периода, составлять творческие рассказы;

- дети должны узнавать буквы III периода, выкладывать их из различных предметов, находить в кассах, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, печатать слоги, слова и короткие предложения с этими буквами; усвоить элементарные навыки правописания.

7. Календарно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности (фронтальная)  по периодам обучения.

Неделя

Звуки, буквы

Лексико-грамматический строй речи

№ занятия

Сентябрь

1,2

Обследование детей

3

«Урожай»  «Овощи. Огород.»

У

Формирование номинативного словаря (словаря существительных) по теме недели.

1

А

Осень. Периоды осени. Осенние месяцы. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.

2

4

«Краски осени» «Фрукты. Фруктовый сад.»

У - А

Деревья осенью. Листья. Преобразование существительных единственного числа в форме именительного падежа в форму множественного числа.

3

И

Деревья осенью. Листья. Образование прилагательных от существительных.

4

Октябрь

1

«Животный мир»

П – Пь

Расширение знаний детей об особенностях животного мира

5

К - Кь

Расширение глагольного словаря по теме недели, практическое усвоение формы глаголов несовершенного вида, единственного числа настоящего времени.

6

2

«Я – Человек» «Одежда»

Т - Ть

Активизация словаря по теме недели. Формирование грамматической категории имён существительных в форме родительного падежа множественного числа.

7

К - Т

Активизация словаря по теме недели. Формирование навыков словообразования.

8

3

«Народная культура и традиции» «Обувь. Головные уборы»

П-Т-К

Закрепление употребления имён существительных в родительном падеже.

9

О

Расширение и активизация словаря по теме недели.

10

4

«Наш быт» «Посуда»

Х – Хь

Электроприборы. Формирование навыков словообразования.

11

К – Х

Образование уменьшительно-ласкательной формы имён существительных.

12

Ноябрь

1

22 ноября 2016 в 19:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.