Хворова Елена Витальевна, учитель-логопед
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми 6 - 7 лет с общим недоразвитием речи III уровняМуниципальное казенное образовательное учреждение «Детский сад № 27» Еманжелинского муниципального района Челябинской области
Одобрено на заседании Утверждаю: педагогического совета Заведующий МКДОУ «д/с № 27" «___»_________2015 г.
__________/Дёмина В.П/ Протокол №_____ «___»_________2015 г.
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми 6 - 7 лет с общим недоразвитием речи III уровня Разработала учитель-логопед I квалификационной категории: Хворова Е.В. п. Красногорский 2015 г. Оглавление. 1. Пояснительная записка. ______________________________________________3 стр. 2. Цель, задачи и принципы деятельности ДОУ по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. __________________________________ 4стр. 3. Характеристика возрастных особенностей воспитанников.________________ 5 стр. 4. Целевые ориентиры образовательного процесса._________________________7 стр. 5. Особенности осуществления образовательного процесса._________________ 9 стр. 6. Перспективное планирование работы в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР III уровня._______________________________ 11 стр. 7. Календарно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности (фронтальная) по периодам обучения.____________________ 22 стр. 8. Методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития _______ 26 стр. 9. Психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ с целью выявления их особых образовательных потребностей________________________________ 30 стр. 10. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания _________________________________________________________________ 33 стр. Литература_______________________________________________________ 37 стр. 1. Пояснительная записка В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Коррекционная работа должна быть направлена на: -обеспечение коррекции нарушений развития данной категории детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; -освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации . Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группе компенсирующей направленности, учитывает особенности развития и специфические образовательные потребности детей данной категории. Содержание коррекционной работы реализуется через создание специальных условий для получения образования, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях воспитательно-образовательного процесса, включает: - психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, - мониторинг динамики развития детей, мониторинг коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования, -планирование коррекционно-образовательного процесса на основе взаимодействия специалистов. Все вышесказанное, вызывает необходимость разработки содержания рабочей Программы коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольном образовательном учреждении. Данная рабочая программа характеризует систему комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР III уровня в условиях воспитательно-образовательного процесса. Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда составляют: 1. Устав муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 27» Еманжелинского муниципального района Челябинской области, утверждённый 01.06.2015 г. № 469. 2. Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО). 3. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 4. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" 7. Концептуальные положения примерной образовательной программы «От рождения до школы» с учетом ФГОС, под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 8. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи". Программно-методические рекомендации/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Москва «Дрофа», 2010г. «Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития». Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. 9. «Организации логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня» О.С.Гомзяк. Издательство «Гном». 2013г. (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»). 2. Цель, задачи и принципы деятельности ДОУ по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ Целью обучения и воспитания детей 6-7 лет с ОНР III уровня является коррекция недостатков в физическом и психическом развитии, максимальное всестороннее развитие в соответствии с возможностями каждого ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих готовность к обучению в школе и социальную успешность. Принципы: Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учетом общедидактических принципов, отражающих закономерности усвоения языка и речи (М. М. Алексеева, JI. П. Федоренко, О. П. Короткова, В. И. Яшина и др.). К наиболее важным из них относятся: · Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он предполагает усвоение речевого материала не путем простого воспроизведения, а на основе решения мыслительных задач. · Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи. · Принцип формирования элементарного осознания явлений языка (Ф. А. Сохин, А. А. Леонтьев). При этом подчеркивается, что осознанность является показателем степени сформированности речевых умений. · Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. Коррекционная работа обеспечивает овладение детьми связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность значительной части детей к обучению в общеобразовательной школе. Задачи: · коррекция нарушений устной речи; · своевременное предупреждение, и преодоление трудностей в освоении воспитанниками образовательных программ по дошкольному воспитанию; · пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей), воспитанников 3. Характеристика возрастных особенностей воспитанников. 3.1. Особенности познавательного и речевого развития нормально развивающихся детей Основные возрастные психологические новообразования детей. Старший дошкольный возраст: - у детей 6-7 лет развитие речи достигает довольно высокого уровня; - большинство старших дошкольников правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления; - к старшему возрасту накапливается значительный запас слов, продолжается обогащение лексики (словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком), однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами; - в основном завершается важнейший этап развития речи детей – усвоение грамматической системы языка. Активно осваивают навыки построения разных типов текстов (описания, повествования, рассуждения). В процессе развития связной речи дети начинают также активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру. Вместе с тем отмечаются особенности в речи старших дошкольников: - отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка (чаще всего сонорные и шипящие звуки), не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации; - допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование существительных с прилагательными, словообразование); - вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания. Недостатки развития связной речи связаны с неумением построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середину, конец), и соединять различными способами цепной и параллельной связи части высказывания. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности при решении учебных задач, овладению элементами специальных языков, характерных для отдельных видов деятельности, станет основой усвоения различных предметов в школе (музыка, математика и т. п.). 3.2. Особенности познавательного и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья Характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня. Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов, например: «бйкамтлит и не узнйа» — белка смотрит и не узнала (зайца); «из тубы дым тойбы, потамутахйдна» — из трубы дым валит столбом, потому что холодно. В высказываниях детей появляются слова, состоящие из трех-пяти слогов («аквиюм» — аквариум, «таталлист» — тракторист, «вадапавд» — водопровод, «задигйка» — зажигалка).
4. Целевые ориентиры образовательного процесса 4.1. Целевые ориентиры дошкольного образования К целевым ориентирам в соответствии с ФГОС дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка: Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности; у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности» 4.2 Целевые ориентиры по образовательной области «Речевое развитие» Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: – ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; – ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; знаком с произведениями детской литературы. 4.3 Промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие» Это позволяет обеспечивать взаимодействие с педагогами группы по реализации содержания по познавательному и речевому развитию детей своей группы с учетом их возможностей. 6 – 7 лет Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: - способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы); - свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности: - использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка; - использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения; - правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо произносит слова и словосочетания, проводит звуковой анализ слов; - самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы; - называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Практическое овладение воспитанниками нормами речи: - дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета в общении со взрослыми и сверстниками; - пользуется естественной интонацией разговорной речи; - соблюдает элементарные нормы словопроизношения, постановки словесного ударения. Развитие литературной речи: - способен прочитать стихотворение, используя разнообразные средства выразительности; - самостоятельно пересказывает знакомые произведения, участвует в их драматизации. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса: - называет любимые сказки и рассказы; - называет авторов и иллюстраторов детских книг (2–4); - эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения; - может импровизировать на основе литературных произведений. - способен осознавать события, которых не было в личном опыте, улавливать подтекст; - способен воспринимать текст в единстве содержания и формы; - способен различать жанры литературных произведений, выделяя их характерные особенности; - знаком с произведениями детских писателей и поэтов Южного Урала (А.Б. Горская, М.С. Гроссман, Н.В. Пикулева, Л.А. Преображенская, Л.К. Татьяничева и др.). Формирование звуковой аналитико-синтетической активности: - воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи; - способен делить предложения на слова и составлять из слов (2-4); - способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов; - способен проводить звуковой анализ слов; - понимает смыслоразличительную роль фонемы. 5. Особенности осуществления образовательного процесса Содержание и формы коррекционно-развивающего обучения детей 6-7 лет с данным уровнем планируются с учетом рекомендаций ПМПк ДОУ, районной ПМПК и результатов логопедического обследования детей, позволяющих выявить потенциальные речевые и психологические возможности детей.
1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова). 2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова) речи.
5.2. Формы организации и содержание коррекционно-развивающей работы. Логопедическая непосредственная образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности имеет следующие формы организации: фронтальную, подгрупповую, индивидуальную. Фронтальная непосредственная образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР III уровня организуется три раза в неделю: два раза по коррекции фонетических и лексико-грамматических процессов, которые является комбинированными, и один раз по развитию связной речи. Содержание фронтальной непосредственной образовательной деятельности определяется задачами коррекционного обучения детей:
Дети с общим недоразвитием речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказываются не только отставание в развитии речи, но и трудности концентрации внимания, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому целесообразно для проведения фронтальных логопедических, а также частично и воспитательных занятий делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития. Подгрупповая непосредственна образовательная деятельность планируются два раза в неделю. Формирование подгрупп зависит от индивидуальных особенностей детей, а работа должна быть направлена на усвоение материала, изучаемого на неделе на фронтальной непосредственной образовательной деятельности, а также проводится работа по предупреждению нарушений письменной речи. В зависимости от характера и выраженности речевого дефекта, психологических и характерологических особенностей детей, количество их в подгруппах варьируется по усмотрению логопеда (от 2—3 до 5—6 человек). В начале учебного года количество человек в подгруппе может быть меньше, чем к концу обучения. Выделяются следующие виды подгрупповой непосредственной образовательной деятельности по формированию: 1) словарного запаса; 2) грамматически правильной речи; 3) связной речи; 4) звукопроизношения, развитию фонематического слуха и слоговой структуры. Комплексно–тематический принцип образовательного процесса определяется Научной концепцией дошкольного образования (под ред. В. И. Слободчикова, 2005 год) как основополагающий принцип для структурирования содержания образования дошкольников. В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Вся непосредственной образовательной деятельности на неделе объединена одной лексической темой. Лексическая тема прослеживается и в упражнения по развитию общей, мелкой, артикуляционной моторики, дыхания, голоса, мимической мускулатуры. Упражнения должны использоваться и воспитателями в режимных моментах дня. В связи с этим индивидуальная непосредственная образовательная деятельность должна носить опережающий характер, так как основная её цель — подготовить детей к активной речевой деятельности на фронтальной и подгрупповой непосредственной образовательной деятельности и осуществляться ежедневно. .
6. Перспективное планирование работы в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР III уровня. I период (сентябрь, октябрь, ноябрь) Раздел 1. Развитие моторных функций. Задачи: - развитие артикуляционного аппарата с целью выработки четкого координирования движений и переключаемости с одного на другое; - развитие ощущений от движений органов артикуляции; - развитие умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков; - проведение упражнений на общее расслабление; - развитие общей моторики, координация речи с движением, статистической и динамической координацией движений; - развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составление узоров, фигур по образцу, обведение, закрашивание и штриховка. - развитие мимической мускулатуры лица; - проведение самомассажа лица и шеи. Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции. Задачи: - развитие речевого дыхания; - автоматизация нижнедиафрагмального дыхания; - развитие умения коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать; - развитие умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо. - знакомство детей с различными видами интонации. Раздел 3. Формирование фонетико- фонематических процессов. Задачи: - развитие слухового внимания на материале речевых и неречевых звуков; - знакомство со звуками: У, А, И, О, Ы, П, Пь, К, Кь, Т, Ть, Х, Хь, М, Мь, Н, Нь, Б, Бь. - упражнение в выделении гласных и согласных звуков в начале, середине, Конце слова и определение местонахождения звука; - упражнение в подборе слов на заданный звук; - закрепление понятий «гласный звук», «согласный звук», «звонкий», «глухой»; - развитие умения анализировать прямые и обратные слоги: АН, НА - упражнение в дифференциации: гласный-согласный; закрепление умения дифференцировать согласные звуки по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости: П-Пь, К-Кь, Т-Ть, Х-Хь, М-Мь, Н-Нь, Б-Бь, К-Т, П-К-Т, Н-М, Б-П; - обучение звуковому анализу слов типа кот,кит с выкладыванием схемы; - развитие умения делить на слоги односложные, двухсложные и трёхсложные слова с последующим выкладыванием схемы и определением ударного слога; -продолжение анализа небольших предложений с последующим выкладыванием схемы. Раздел 4. Лексика Задачи: Расширение словаря по лексическим темам: «Урожай», «Краски осени», «Животный мир», «Я – Человек», «Народная культура и традиции», «Наш быт», «Дружба» «День народного единства», «Транспорт», «Здоровей-ка», «Кто как готовится к зиме». Раздел 5. Грамматический строй речи (по лексическим темам I периода). Задачи: - выработка умения изменять имена существительные по падежам; - развитие словообразовательной функции (развитие умения образовывать существительные множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательным значением, приставочные глаголы, прилагательные от существительных и относительные прилагательные); - упражнение в согласовании: глаголов с существительными единственного и множественного числа; прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; существительных с числительными два и пять; -закрепление навыков употребления притяжательных прилагательных. Раздел 6. Связная речь. Задачи: - выработка умения составлять простые предложения; -формирование умения задавать простые вопросы и отвечать на вопросы полным ответом; - формирование навыков составления описательных рассказов по лексическим темам I периода с использованием опорных схем; - обучение пересказу небольших рассказов и сказок с использованием опорных сигналов; - развитие у детей стремления обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. Раздел 7. Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения и письма. Задачи: - знакомство с буквами У, А, И, О, Ы, П, К, Т, Х, М, Н, Б и их написанием; -выработка умения ориентироваться на листе бумаги; - упражнение детей в печатании данных букв, выкладывании их из палочек и других предметов; - обучение печатанию слогов и слов сданными буквами; - формирование умения различать правильно и неправильно напечатанные буквы; - упражнять в допечатывании недостающих элементов букв; - упражнение в различении букв, наложенных одна на другую, в нахождении заштрихованных букв. Раздел 8. Работа воспитателя по заданию учителя-логопеда. Задачи: - развитие артикуляционной, пальчиковой и общей моторики; - упражнение в применении сформированных фонетико-фонематических представлений: звуко-слоговом анализе; - активизация и закрепление отработанного словарного запаса; - упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий; - подготовка детей к занятиям по развитию связной речи; - закрепление навыков чтения и написания слогов; - закрепление выработанных навыков во время режимных моментов. К концу I периода: - должны быть развиты моторные функции артикуляционного аппарата для возможности постановки всех звуков и характеристики звуков с опорой на ощущения от положения органов артикуляции; развитие мелкой моторики должно позволить правильно удерживать карандаш и печатать буквы с правильным нажимом. - должны быть выработано умение: правильно коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать; произвольно менять силу голоса; - должны быть выработаны навыки: характеристики звуков I периода с использованием различных видов контроля: артикуляционного, акустического, тактильно-вибрационного; определения места звука в словах и звукового анализа и синтеза слов из трёх звуков; дифференциации звуков по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости; анализа трёхсложных и двухсложных слов и коротких предложений; - словарный запас по лексическим темам I периода должен соответствовать норме; - должны быть выработаны умения: изменять имена существительные по падежам, образовывать существительные множественного числа, с уменьшительно-ласкательным суффиксом и относительные прилагательные; согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; - должен быть выработан навык: составлять простые предложения, задавать простые вопросы и отвечать на них, составлять описательные рассказы по лексическим темам I периода и пересказывать небольшие рассказы и сказки; - дети должны узнавать буквы I периода, выкладывать их из различных предметов, находить в кассах, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, печатать слоги и короткие слова с этими буквами. IIпериод (декабрь, январь, февраль) Раздел 1. Развитие моторных функций. Задачи: - продолжать развитие артикуляционного аппарата; - совершенствовать развитие ощущений от движений органов артикуляции; - закреплять умение анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков; - упражнять в общем расслаблении, развитии общей и мелкой моторики и координации речи с движением; - развивать мимическую мускулатуры лица и проведение самомассажа. Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции. Задачи: - развитие речевого дыхания; - совершенствование нижнедиафрагмального дыхания; - развитие коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плеч), спокойно и плавно выдыхать; - обучение вдоху через нос и выдыху через рот и наоборот; - развитие умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, тихо, громко; продолжение работы над темпом и ритмом речи; - развитие умения произносить предложения с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной. Раздел 3. Формирование фонетико- фонематических процессов. Задачи: - развитие слухового внимания на материале речевых и неречевых звуков; - знакомство со звуками: С, Сь, З, Зь, В, Вь, Д, Дь, Г, Гь, Э, Й, Ш; - совершенствование умения выделять гласные и согласные звуки в начале, середине, конце слова и определять местоположение звука; - упражнение в подборе слов на заданный звук; - закрепление понятий: «гласный звук», «согласный твёрдый звук», «согласный мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук»; - упражнение в дифференциации: гласный-согласный; закрепление умения дифференцировать согласные звуки по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости: С-Сь, З-Зь, З-С, В-Вь, Д-Дь, Д-Т, Ть-Дь, Г-Гь, Г-К, Ш-С; - продолжение работы по звуковому анализу слов типа кот, кит с выкладыванием схемы; - обучение звуковому анализу слов типа сани, шкаф, аист; - развитие умения делить на слоги односложные, двухсложные, трёхсложные слова с последующим выкладыванием схемы и определением ударного слога; - продолжение работы по анализу предложений с последующим выкладыванием схемы; - обучение подбору слов и предложений к различным схемам. Раздел 4. Лексика Задачи: - расширение и уточнение словаря по темам: «Здравствуй, Зимушка-зима!», «Город мастеров», «Профессии», «Зимующие птицы», «Новогодний калейдоскоп», «В гостях у сказки», «Этикет», «Моя семья», «Мой дом», «Мебель», «Азбука безопасности», «Транспорт», «Наши защитники», «Маленькие исследователи». Раздел 5. Грамматический строй речи (по лексическим темам II периода). Задачи: - закрепление умения изменять имена существительные по падежам и использовать их в речи; - расширение предикативного словаря: практическое закрепление в речи глаголов прошедшего времени, обучение образованию и закреплению в речи глаголов движения с приставками; - закрепление составления педложно-падежных конструкций; - совершенствование словообразовательного процесса: образование относительных прилагательных и притяжательных прилагательных; - развитие словообразовательной функции (развитие умения образовывать форму множественного числа существительных, существительные с уменьшительно-ласкательным значением, приставочные глаголы, прилагательные от существительных и относительные прилагательные); - упражнение в согласовании глаголов с существительными единственного и множественного числа; прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; существительных с числительными два и пять; - закрепление навыков использования в речи притяжательных прилагательных. Раздел 6. Связная речь. Задачи: - выработка умения составлять сложносочиненные и сложноподчинённые предложения; - совершенствование умения задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом; - совершенствование умение составлять описательные рассказы по лексическим темам II периода с использованием опорных схем; - совершенствование умения пересказывать рассказы и сказки; - обучение составлению рассказов по сюжетной картине и серии сюжетных картин, а также рассказов с придумыванием предшествующих и последующих событий; - развитие у детей стремления обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. Раздел 7. Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения и письма. Задачи: - знакомство с буквами С, З, В, Д, Г, Э, Й, Ш, Е, Я и их написанием; - упражнение в ориентировке на листе бумаги; - упражнение детей в печатании данных букв, выкладывании их из палочек и других предметов; - обучение печатанию слогов, слов и небольших предложений с данными буквами; - совершенствование умения различать правильно и неправильно напечатанные буквы; - упражнение в допечатывании недостающих элементов букв; -упражнение в различении букв наложенных одна на другую, в нахождении заштрихованных букв; - обучение послоговому чтению слогов, слов, небольших предложений; - знакомство с элементарными правилами правописания: раздельное написание слов в предложении, точка в конце предложения, написание большой буквы в начале предложения. Раздел 8. Работа воспитателя по заданию учителя-логопеда. Задачи: - продолжение развития артикуляционной, пальчиковой и общей моторики; - упражнение в применении сформированных фонетико-фонематических представлений: звуко-слоговом анализе; - активизации и закрепление отработанного словарного запаса; - упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий; - подготовка детей к занятиям по развитию связной речи; - закрепление выработанных навыков во время режимных моментов, в играх, развлечениях и других видах деятельности. К концу II периода: - должны быть развиты моторные функции артикуляционного аппарата для возможности автоматизации ранее поставленных звуков и характеристики звуков II периода с опорой на ощущения от положения органов артикуляции; развитие мелкой моторики должно позволить правильно удерживать карандаш, печатать буквы, слоги и слова с правильным нажимом; - должны быть выработаны умения: правильно, коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать; произвольно менять силу голоса; вдыхать через нос, а выдыхать через рот и наоборот; произносить предложения с различной интонацией; - должны быть выработаны навыки: характеристики звуков II периода с использованием различных видов контроля: артикуляционного, акустического, тактильно-вибрационного; определения места звуков в словах и звукового анализа и синтеза слов из четырёх звуков; дифференциация звуков по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости; анализа трёхсложных, двухсложных, односложных слов и предложений; - словарный запас по лексическим темам II периода должен соответствовать норме; - должны быть выработаны умения: образовывать приставочные глаголы; понимать и правильно употреблять различные предлоги; согласовывать существительные с прилагательными, глаголами и числительными; составлять предложно-падежные конструкции; образовывать притяжательные прилагательные; - должны быть выработаны навыки: составлять простые и сложные предложения, задавать вопросы и отвечать на них, составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетным картинам и серии сюжетных картин, пересказывать рассказы и сказки по лексическим темам II периода; - дети должны узнавать буквы II периода, выкладывать их из различных предметов, находить в кассах, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, печатать слоги, слова и короткие предложения с этими буквами; усвоить элементарные навыки правописания. III период (март, апрель, май) Раздел 1. Развитие моторных функций. Задачи: - дальнейшее развитие артикуляционного аппарата; - совершенствование ощущений от движений органов артикуляции; -закрепление умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков; - упражнение в общем расслаблении, развитии общей и мелкой моторики и координации речи с движением; - развитие мимической мускулатуры лица и проведение самомассажа. Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции. Задачи: - развитие речевого дыхания; - совершенствование нижнедиафрагмального дыхания; - закрепление умения коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плеч), спокойно и плавно выдыхать; - совершенствование умения вдыхать через нос и выдыхать через рот и наоборот; - закрепление умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо; продолжать работу над темпом и ритмом речи; - закрепление умения произносить предложения с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной и восклицательной. Раздел 3. Формирование фонетико - фонематических процессов. Задачи: - развитие слухового внимания на материале речевых и неречевых звуков; - знакомство со звуками: Ж, Л, Ль, Ц, Р, Рь, Ч, Ф, Фь, Щ; - закрепление умения выделять гласные и согласные звуки в начале, середине, конце слова и определять местонахождение звука; - совершенствование в подборе слов на заданный звук; - закрепление понятий: «гласный звук», «согласный твёрдый звук», «согласный мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук»; - упражнение в дифференциации: гласный-согласный; закрепление умения дифференцировать согласные звуки по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости: Ж-З, Ж-Ш, Ш-Ж-С-З, Л-Ль, Ц-С, Р-Рь, Р-Л, Ч-Ть, Ф-Фь, В-Ф, Щ-Ч, Щ-Ть, Щ-Ч-Сь-Ть; - обучение проверке звонкого согласного в конце слова в случае оглушения: дуб-дубы; - продолжение работы по звуковому анализу слов типа сани, шкаф, аист с выкладыванием схемы; - обучение звуковому анализу слов из пяти звуков; - закрепление умения делить на слоги односложные, двухсложные и трёхсложные слова с последующим выкладыванием схемы; - продолжение работы по анализу предложений с последующим выкладыванием схемы; - закрепление умения подбирать к различным схемам слова и предложения. Раздел 4. Лексика Задачи: - расширение и уточнениесловаря по темам: «Женский день», «Миром правит доброта», «Быть здоровыми хотим», «Весна шагает по планете», «День смеха», «Цирк», «Театр», «Встречаем птиц», «Перелётные птицы», «Космос», «Приведём планету в порядок», «Волшебница вода», «Рыба», «Праздник Весны и Труда», «День победы», «Человек», «Мир природы», «Мир растений», «До свиданья, Детский сад. Здравствуй, школа!», «Вот мы какие, стали большие» Раздел 5. Грамматический строй речи (по лексическим темам III периода). Задачи: - развитие «семантического поля» слов; - упражнение в развитии синонимического ряда слов; - расширение предикативного, номинативного и адъективного словаря; - расширение знания значений предлогов и совершенствование навыков использования их в речи; - закрепление навыков составления предложено-падежных конструкций; -совершенствование словообразовательного процесса: упражнение в образовании и употреблении сравнительной степени прилагательных, формирование навыков использования в речи возвратных глаголов, упражнение в образовании слов сложного состава; - закрепление словообразовательной функции (развитие умения образовывать форму множественного числа существительных, существительные с уменшительно-ласкательным значением, приставочные глаголы, прилагательные от существительных и относительные прилагательные); - упражнение в согласовании глаголов с существительными единственного и множественного числа; прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; существительных с числительными два и пять; - закрепление навыков использования в речи притяжательных прилагательных. Раздел 6. Связная речь. Задачи: - закрепление умения составлять сложносочинённые и сложноподчинённые предложения - совершенствование умения задавать вопросы и отвечать на них полным предложением; - совершенствование умения составлять описательные рассказы по лексическим темам III периода с использованием опорных схем; - совершенствование умения пересказывать рассказы и сказки; - закрепление умения составлять рассказы по сюжетной картине и серии сюжетных картин, рассказов с придумыванием предшествующих и последующих событий, - обучение составлению рассказов из личного опыта и на заданную тему; - развитие у детей стремления обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. Раздел 7. Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения и письма. Задачи: - знакомство с буквами Ж, Л, Ц, Ю, Р, Ч, Ф, Щ, и их написанием; - закрепление умения ориентироваться на листе бумаги; - упражнение детей в печатании данных букв, выкладывании их из палочек и других предметов; - совершенствование умения печатать слоги, слова и небольшие предложения с данными буквами; - упражнение в допечатывании недостающих элементов букв; - упражнение в различении букв, наложенных одна на другую, в нахождении заштрихованных букв; - совершенствование навыков послогового чтения слогов, слов и небольших предложений; - знакомство с элементарными правилами правописания: раздельное написание слов в предложении, точка в конце предложения, написание большой буквы в начале предложения. Раздел 8. Работа воспитателя по заданию учителя-логопеда. Задачи: - развитие артикуляционной, пальчиковой и общей моторики; - упражнение в применении сформированных фонетико-фонематических представлений: звуко-слоговом анализе; - активизация и закрепление отработанного словарного запаса; - упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий; - подготовка детей к занятиям по развитию связной речи; - закрепление навыков чтения и написания слогов, слов и небольших предложений; - закрепление выработанных навыков во время режимных моментов, в играх, развлечениях и других видах деятельности. К концу III периода: - должен быть развит моторный праксис, выработаны ощущения от положения органов артикуляции, автоматизированы поставленные звуки, развитие мелкой моторики должно позволить правильно удерживать карандаш, печатать буквы, слоги и слова с правильным нажимом; - должно быть выработано правильное речевое дыхание и автоматизировано нижнедиафрагмальное, умение произносить предложения с различной интонацией; - должны быть выработаны навыки: характеристики звуков III периода с использованием различных видов контроля: артикуляционного, акустического, тактильно-вибрационного; определения места звуков в словах и звукового анализа и синтеза слов из четырёх-пяти звуков; дифференцирования звуков по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости; анализа трёхсложных, двухсложных, односложных слов и предложений; - словарный запас по лексическим темам III периода должен соответствовать норме; - должны быть закреплены и усовершенствованы навыки словообразования и словоизменения, сформировано умение их практического применения; - должны быть выработаны навыки: составлять сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, задавать вопросы и отвечать на них, составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетным картинам и серии сюжетных картин, пересказывать рассказы и сказки по лексическим темам III периода, составлять творческие рассказы; - дети должны узнавать буквы III периода, выкладывать их из различных предметов, находить в кассах, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, печатать слоги, слова и короткие предложения с этими буквами; усвоить элементарные навыки правописания. 7. Календарно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности (фронтальная) по периодам обучения.
22 ноября 2016 в 19:26
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.